01.03.2023
01.03.2023
Предмет исследования – уровень эффективности обеспечения региональной экономики (на примере типичного для Центральной России субъекта – Воронежской области) кадрами с учетом трендов демографического развития. Цель работы – всесторонние анализ и оценка влияния демографических процессов (которые должны стать базой для существенной корректировки динамики значений расчетных показателей основных параметров сферы рынка труда и занятости, включая прогноз обеспеченности экономики кадрами) на обеспечение кадрами предприятий на уровне субъекта РФ. Научная новизна состоит в обосновании необходимости повышения производительности труда как наиболее эффективного инструмента противодействия негативным демографическим тенденциям, обусловливающим сокращение численности и усложнение структуры трудовых ресурсов. При проведении исследования использованы метод анализа, аргументации, логических построений и моделирования, систематизации и классификации, аналогии, абстрагирования, индукции и дедукции, описания. В процессе исследования авторы пришли к следующим результатам и выводам: региональные стратегии, связанные с управлением трудовыми ресурсами, должны разрабатываться на основе прогнозов численности и структуры населения; на региональном уровне необходима разработка долгосрочной концепции демографической политики, научно обоснованной и получившей одобрение экспертного сообщества; в современных социально-демографических условиях значительная часть предприятий региона испытывает неудовлетворенную потребность в кадрах, которая в полной мере не компенсируется внедрением новых технологий и роботизацией; рост производительности труда как составная часть цифровизации и интенсификации экономики в условиях значительных демографических потерь является наиболее результативным способом решения проблемы обеспечения кадрами предприятий и организаций; политика, направленная на преодоление диспропорций регионального рынка труда и обеспечение структурного соответствия спроса на рабочую силу и ее предложения, должна носить комплексный характер, в том числе, включать изменение структуры и качества профессионального образования; эффективное регулирование региональных рынков труда невозможно без использования социально-демографического подхода на основе проектно-программных механизмов, с учетом региональной специфики воспроизводства трудовых ресурсов; в сложившихся условиях возросших демографических рисков возможности решения сложнейших социально экономических и социально-политических задач, стоящих перед Россией, без обеспечения роста производительности труда и интенсификации экономики в целом ограничены.
В последние годы появилось достаточно много научных публикаций, прогнозирующих рост безработицы, обусловленный набирающей темпы роботизацией. Характерно, что речь при этом идет не только о механическом труде, который несложно автоматизировать, но и о творческих профессиях [1, с. 668; 2, с. 126]. Не подлежит сомнению, что «цифровые решения с высокой скоростью заменяют работника, как звено трудовых отношений» [3, с. 146], и эти процессы все больше охватывают экономику России, вызывая дискуссии специалистов и высокий общественный интерес. Как известно, воздействие цифровизации и высоких технологий на рынок труда двояко: с одной стороны, происходит высвобождение занятых работников, с другой – создание новых рабочих мест, требующих иного качества рабочей силы. Тем не менее, очевидно, что современный российский рынок труда в ближайшей перспективе будет функционировать в условиях недостатка, а не переизбытка рабочей силы. К этой проблеме мы обращались и ранее [4, 5 и др.]. Однако серьезные демографические вызовы, которые накладываются на взаимодействие сложных технико-технологических, социально-экономических и политических факторов, в совокупности обусловливают кадровый голод предприятий и организаций, прежде всего, на региональном уровне. Представляется, что с этих позиций демографическая проблематика нуждается в особом рассмотрении.
В научных журналах опубликовано немало работ, посвященных взаимовлиянию демографии и рынка труда [6, 7, 8 и др.]. Тем не менее, остаются нерешенными вопросы определения путей повышения эффективности управления региональными рынками труда с учетом демографических трендов, а также формирования надежной и, главное, актуальной статистической базы.
Сказанное определяет актуальность изучения обеспеченности кадрами предприятий на региональном уровне и поиска путей минимизации демографических рисков и угроз, влияющих на рынок труда.
Методологической основой исследования является комплексный факторный анализ процессов, протекающих на рынке труда России и ее регионов. Мы исходим из того, что социально-демографический фактор в этом взаимодействии носит базовый характер, предопределяя объем и качественную (половозрастную и образовательную) структуру трудоспособного населения и трудовых ресурсов. Степень и эффективность вовлечения последних в трудовые процессы определяет наличную рабочую силу территории, формируя занятое население.
В дополнение к этим основополагающим методологическим посылкам актуализированы два момента в исследовании влияния на рынок труда социально-демографической составляющей: а) необходимость учета ее региональной специфики и б) углубленный анализ и изменение подхода к оценке качественной структуры трудовых ресурсов в сложившихся условиях.
Проведенное исследование включало два этапа. Первый состоял в анализе статистической информации, позволившем определить основные тенденции в сфере демографии и их влияние на количественные и качественные характеристики рабочей силы. Источником информации послужили открытые данные Федеральной службы государственной статистики, доступные на момент проведения исследования.
Второй этап заключался в проведении в апреле-мае 2022 г. обследования 150 крупных, средних малых предприятий Воронежской области с помощью анкетирования руководителей их кадровых служб, а также владельцев и директоров МП, заявляющих в органы ГСЗ сведения о наличии вакантных рабочих мест, на предмет обеспеченности их кадрами (информация о потребности в рабочей силе размещается на портале «Работа России»).
Таблица 1. Динамика основных показателей, характеризующих развитие трудовых ресурсов Воронежской области / Dynamics of the main indicators characterizing the development of labor resources of the Voronezh region
Показатели / Indicators | Годы / Years | ||
---|---|---|---|
2013 | 2020 | 2030 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Численность населения Воронежской области, тыс. чел. | 2329,0 | 2308,7 | 2257,7 |
Естественное движение населения в том числе: | |||
- число родившихся, тыс. чел. | 24,93 | 21,38 | 18,74 |
- число умерших, тыс. чел. | 36,21 | 35,78 | 35,79 |
- естественный прирост, убыль, тыс. чел. | -11,27 | -14,40 | -17,04 |
Миграция населения Воронежской области в том числе: | |||
- прибывшие, тыс. чел. | 72,02 | 75,0 | 76,0 |
- выбывшие, тыс. чел. | 62,16 | 64,9 | 65,5 |
- миграционный прирост, убыль, тыс. чел. | 9,85 | 10,1 | 10,5 |
Средний возраст населения, лет | 41,7 | 42,8 | 44,1 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | 70,89 | 71,7 | 73,4 |
Количество учебных заведений профессионального образования, ед. в том числе: | 86 | 77 | 72 |
- СПО (+НПО в структуре СПО), ед. | 45 | 47 | 50 |
- ВПО (с филиалами), ед. | 41 | 30 | 22 |
Прием студентов в том числе: | |||
- СПО, тыс. чел. | 10,1 | 11,1 | 14,5 |
- ВПО, тыс. чел. | 31,7 | 27,5 | 23 |
Выпуск студентов в том числе: | |||
- СПО, тыс. чел. | 8,0 | 9,5 | 13,0 |
- ВПО, тыс. чел. | 27,6 | 24,0 | 20,0 |
Трудовые ресурсы Воронежской области, тыс. чел. | 1420,6 | 1331,3 | 1232,3 |
Экономически активное население, тыс. чел. | 1111,1 | 1098,3 | 1016,6 |
Занятые в экономике (по материалам выборочных обследований), тыс. чел. | 1057,0 | 1046,3 | 966,6 |
Выделенные тенденции и закономерности описаны авторами на примере Воронежской области, которая может рассматриваться в качестве типичного региона Центральной России как с точки зрения развития демографических процессов, так и формирования рынка труда.
Одним из определяющих факторов экономического роста является формирование и развитие трудовых ресурсов, уровень развития и качества которых, в свою очередь, во многом зависят от структурной перестройки региональной экономики.
Согласно прогнозу, сделанному авторами Региональной схемы (плана) развития и размещения производительных сил Воронежской области, численность постоянного населения в регионе до 2030 г. продолжит сокращаться (табл.1) и достигнет 2257,7 тыс. чел. (для сравнения, в 2013 г. этот показатель составлял 2329,0 тыс. чел., т. е. сокращение составило 71,3 тыс. чел., или 3,1%). Естественная убыль, напротив, возрастет с 11,27 тыс. чел. в 2013 г. до 17,04 тыс. чел. в 2030 г. и не будет компенсироваться миграционным приростом.
Как следствие, произойдет сокращение численности трудовых ресурсов региона с 1420,6 тыс. чел. в 2013 г. до 1232,3 тыс. чел. (на 13,3 %) в 2030 г. и численности экономически активного населения, соответственно с 1111,1 тыс. чел. до 1016,6 тыс. чел. (на 8 %). Средний возраст населения Воронежской области возрастет с 41,7 года (2013 г.) до 44,1 года (2030 г.).
Население области распределено по территории региона крайне неравномерно. Так, 43,6 % (1014,6 тыс. чел.) проживает в областном центре, в городских округах и муниципальных районах с численностью от 100 тыс. чел. до 1 млн чел. – 4,4 % (102,4 тыс. чел.), в городских округах и муниципальных районах с численностью от 50 до 100 тыс. чел. – 20,7 % (483,1 тыс. чел.), в городских округах и муниципальных районах с численностью от 20 до 50 тыс. чел. – 27,4 % (638,6 тыс. чел.), в городских округах и муниципальных районах с численностью до 20 тыс. чел. – 3,9 % (90,3 тыс. чел.).
Почти половина населения в трудоспособном возрасте (45,5 %) проживает в г. Воронеже. Прогнозируется, что в регионе сохранится тенденция прироста населения в городах и городских округах за счет сокращения численности проживающих в сельской местности. Эта тенденция характерна и для других субъектов Российской Федерации.
Отмеченные демографические процессы вкупе с ухудшением состояния здоровья населения приводят к тому, что возрастная структура населения деформируется. Прежде всего, это касается экономически активного населения: продолжается его старение и усиление экономической нагрузки на трудовые ресурсы.
Кроме того, на возрастную структуру населения страны и области оказала влияние повышенная смертность, в особенности старших возрастных групп, в период пандемии. Избыточная смертность населения (временное увеличение смертности в популяции по сравнению с ожидаемой) в Воронежской области с начала пандемии за апрель 2020 г. – июль 2022 г. составила 17511 чел., или +21,8 % по сравнению со среднероссийским показателем +15,1 %. По процентному приросту числа умерших регион занял шестое место с конца среди всех субъектов РФ. К сожалению, качественного анализа этого показателя органами статистики не сделано, нет данных и для научного анализа. Между тем, для экономики региона очень важно, какие возрастные и профессиональные когорты населения мы потеряли.
Указанные негативные тенденции могут быть в определенной степени нивелированы за счет увеличения в составе трудовых ресурсов доли работников пенсионного возраста, привлечения иностранных трудовых мигрантов, а также из других субъектов РФ. Однако, что касается последнего фактора, то согласно проведенным расчетам в сегодняшних социально-экономических и политических условиях миграционный прирост в 2013-2030 гг. находился и будет находиться в пределах 0,4-0,5 % численности постоянного населения, не оказывая сколько-нибудь значимого влияния ни на качество и количество трудовых ресурсов Воронежской области, ни на состояние регионального рынка труда (табл. 2).
Таблица 2.Прогноз сальдо миграции, Воронежская область, тыс. чел. /nMigration balance forecast, Voronezh region, thousand people
Показатели миграции / Migration indicators |
Годы / Years | ||
---|---|---|---|
2013 | 2020 | 2030 | |
Миграционный поток | 72,02 | 75,0 | 76,0 |
Миграционный отток | 62,16 | 64,9 | 65,5 |
Сальдо миграции | 9,85 | 10,1 | 10,5 |
Таким образом, влияние демографических факторов скажется на трудовых ресурсах Воронежской области следующим образом:
Одновременно с ухудшением значений показателей демографического развития в Воронежской области отмечается пониженный (в сравнении с РФ и ЦФО) уровень занятости населения – как в целом, так и по отдельным социально-демографическим группам (табл. 3).
Наиболее напряженная ситуация складывается в сельской местности. При этом отставание региона по уровню занятости населения сохранялось постоянно (табл. 4). Это объясняется в основном особенностями трудовой структуры населения региона и его использования – высокими долями экономически неактивной части, неформальной и скрытой занятости, отчасти маскирующейся под экономическую неактивность, а также повышенными возможностями занятости населения в личном подсобном и домашнем хозяйстве.
Таблица 3. Уровень занятости населения по данным выборочных обследований рабочей силы, в %, 2021 г. / Employment level of the population according to the Labor Force Sample Survey, %, 2021
Регион / Region | Все население / Entire population | Мужчины / Man | Женщины / Women | Городское население / Urban population | Сельское население / Rural population |
---|---|---|---|---|---|
Российская Федерация | 59,4 | 67,3 | 52,8 | 61,4 | 53,1 |
Центральный федеральный округ | 61,7 | 69,5 | 55,3 | 63,2 | 54,5 |
Воронежская область | 57,6 | 65,3 | 51,3 | 61,1 | 50,2 |
Таблица 4. Динамика уровня занятости населения по данным выборочных обследований рабочей силы / Dynamics of the employment level of the population according to the Labor Force Sample Survey
Регион / Region | Годы / Years | ||||
---|---|---|---|---|---|
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Российская Федерация | 59,5 | 59,8 | 59,4 | 58,4 | 59,4 |
Центральный федеральный округ | 61,9 | 62,4 | 62,3 | 61,3 | 61,7 |
Воронежская область | 56,4 | 57,3 | 57,3 | 56,7 | 57,6 |
Таблица 5. Динамика уровня занятости населения в трудоспособном возрасте по данным выборочных обследований рабочей силы / Dynamics of the employment level of the working-age population according to the Labor Force Sample Survey
Регион / Region | Годы / Years | ||||
---|---|---|---|---|---|
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Российская Федерация | 77,5 | 77,8 | 77,3 | 77,0 | 78,0 |
Центральный федеральный округ | 81,4 | 82,1 | 82,3 | 81,1 | 81,4 |
Воронежская область | 76,1 | 77,7 | 78,0 | 75,9 | 75,9 |
В составе населения трудоспособного возраста уровень и динамика занятости в области также нестабильны и, в целом, совпадают с общероссийским трендом. Значения их показателей отстают как от средних по РФ, так и по Центральному федеральному округу (табл. 5).
Анализ уровней занятости различных возрастных когорт свидетельствует о неодинаковой степени вовлеченности населения разных возрастов в трудовую деятельность. Поскольку группы младших возрастов становятся все более малочисленными, то согласно прогнозу уровня занятости на этой основе (рис. 1) демографические резервы для региона состоят главным образом в повышении экономической активности лиц предпенсионного и пенсионного возрастов, что отчасти учтено пенсионной реформой.
Что касается уровня занятости 25–55-летних, то он высок, стабилен и не содержит резервов повышения экономической активности. Самой производительной и продуктивной с точки зрения развития экономики является возрастная когорта 20–39 лет, прогноз динамики занятости которой графически представлен следующим образом (рис. 2). К 2035 г. ее численность может сократиться на четверть, что может привести к уменьшению доли молодежи, имеющей необходимое с точки зрения регионального рынка труда образование.
В целом прогноз численности и возрастной структуры трудовых ресурсов региона на период до 2030 г. неутешителен и показывает, что негативные демографические тренды ведут к их существенному сокращению (табл. 6).
Каковы же основные риски, связанные со структурой и динамикой численности трудовых ресурсов Воронежской области в среднесрочной перспективе? Выделим следующие:
В этой связи важно отметить, что в Воронежской области, в отличие от многих других, были разработаны и до недавнего времени действовали Концепция развития трудовых ресурсов на период до 2020 г. и Концепция развития социально-трудовых отношений и социальной защиты населения до 2020 г. К сожалению, результаты реализации указанных документов не были серьезно проанализированы, а на текущий и последующий периоды – с учетом стоящих перед страной и регионом новых задач – аналогичные документы не разработаны. Считаем это серьезным упущением региональной власти.
Резервы видятся в повышении эффективности использования трудоспособного населения региона – прежде всего, в сокращении неформальной и неэффективной скрытой занятости, а также в территориальном и отраслевом перераспределении используемой рабочей силы в связи с возникающими новыми приоритетами.
Смена приоритетов диктуется и происходящей цифровой революцией, и новой политической обстановкой, требующей обеспечить устойчивость экономической системы страны и ее современное научно-техническое развитие в условиях беспрецедентного санкционного давления.
Ряд видных специалистов России уже давно поднимают вопрос о необходимости введения в стране элементов мобилизационной экономики [9, 10, 11], теперь он встал во весь рост. Ввиду происходящих изменений отраслевой и профессиональной структуры занятости вследствие объявленной Президентом РФ частичной мобилизации необходимы строгий учет и контроль за всеми неиспользуемыми резервами в данной сфере, начиная с жесткой демографической политики. Также представляется назревшим переход к более реальным критериям оценки эффективности использования различных возрастных и образовательных групп населения – по-видимому, это предмет особого научно-практического подхода.
С точки зрения регулирования рынка труда и эффективного использования трудовых ресурсов значимой проблемой является убыль населения в трудоспособном возрасте [12, 13]. Для минимизации негативных последствий этой тенденции в демографической науке, как известно, предлагаются два разноплановых подхода. Согласно первому, основную часть женщин фертильного возраста государство должно стимулировать уйти с рынка труда, отдав предпочтение семье и рождению детей, и таким образом способствовать восполнению трудовых ресурсов в будущих поколениях. При реализации такого подхода рынок труда покинут именно женщины трудоспособного возраста, практически совпадающего с репродуктивным. Второй подход основан на идее мобилизации человеческих ресурсов при недостатке рабочей силы на рынке труда. То есть, предполагается активное вовлечение женщин в трудовую деятельность, получение ими новых знаний и компетенций с минимизацией семейных обязанностей. До настоящего времени ни одна из этих точек зрения на практике не возобладала.
Таблица 6. Динамика численности трудовых ресурсов Воронежской области, тыс. чел. / Dynamics of the number of labor resources in the Voronezh region, thousand people
Показатели / Indicators | Годы / Years | ||
---|---|---|---|
2013 | 2020 | 2030 | |
Доля трудовых ресурсов в численности населения, % | 61,1 | 57,7 | 54,6 |
Динамика численности трудовых ресурсов, тыс. чел. к 2013 году | x | -89,3 | -188,3 |
Динамика численности трудовых ресурсов, в % к 2013 году | x | -6,7 | -13,3 |
Соответственно, принимаемые меры носят противоречивый и нередко разнонаправленный характер. Так, система профориентационных мероприятий нацеливает старшеклассников на получение качественного и востребованного современной экономикой образования, а работодатели предпочитают соискателей из числа молодых специалистов, но уже имеющих опыт работы. Как следствие, девушки откладывают рождение первого ребенка до момента такого трудоустройства. С другой стороны, меры по стимулированию рождаемости (прежде всего, материнский капитал) ориентированы на смещение возраста рождения детей в сторону более молодых возрастов первородящих мам. Таким образом, действия власти по развитию экономики и обеспечению ее кадрами не подкрепляются усилиями по поддержке необходимых демографических трендов и даже вступают с ними в конфликт.
Нельзя не учитывать и то, что в основе эффективного использования трудовых ресурсов сегодня лежит увеличение образовательной нагрузки и смещение получения образования в сторону более старших возрастов (в частности, увеличение срока получения полноценного высшего образования на год: четыре года бакалавриата плюс два года магистратуры против принятого ранее пятилетнего специалитета; все более укрепляющаяся идея непрерывного образования, когда, получение второго образования становится нормой). Следует иметь в виду, что возрастные сроки рождений детей у мам с высшим образованием значительно отстают от календаря женщин с более низким образовательным статусом. Приоритетность высшего образования ведет к возрастанию доли молодых женщин, откладывающих рождение первого ребенка. Кроме того, для женщин с высоким образовательным статусом в целом характерна более низкая интенсивность рождений. Между тем, в настоящее время в России диплом о высшем образовании перестал быть безусловным свидетельством высокого профессионализма его владельца. Да и работодатели зачастую стали требовать от соискателей не диплом, а резюме и рекомендации, в их запросах заметно снижается ценность магистратуры. Все это и обусловливает необходимость изменения подхода к оценке качества рабочей силы и, вместе с тем, новых критериев качества образовательной структуры трудовых ресурсов.
В условиях отмеченных негативных демографических тенденций важной становится разработка прогноза использования трудовых ресурсов. При этом основное внимание должно уделяться определению обеспеченности экономики рабочей силой (ее дефицита или избытка). Применительно к региону такой прогноз становится базой для выработки мер по обеспечению сбалансированности регионального рынка труда на основе оптимального использования трудовых ресурсов. Планирование занятости осуществляется с учетом напряженности на рынке труда, уровня безработицы и т.п. показателей.
Проведенный нами анализ динамики потребности в рабочей силе, заявляемой работодателями Воронежской области в органы службы занятости, свидетельствует об отсутствии определенной линии тренда (рис. 3). Это может объясняться недостатками взаимодействия региональных органов занятости с работодателями, нарушением последними законодательно диктуемой обязанности сообщать в центры занятости информацию о наличии вакантных рабочих местах. Показательно, что данные по стране в целом и по Центральному федеральному округу не дают таких резких и немотивированных скачков, как в Воронежской области.
Рассчитывая на то, что в процессе проведения цифровой реформы занятости, начатой в 2021 г. в деле учета потребности в кадрах будет наведен порядок, нельзя не отметить, что эта реформа не решает важные методические вопросы в данной сфере. Ни на федеральном, ни на региональном уровнях не внесено никаких изменений в прогнозирование потребности экономики в рабочей силе. По-прежнему исполнительными органами власти для этого используется метод пролонгации, не учитывается влияние демографического фактора, а важным показателем в прогнозных расчетах является пресловутая напряженность на рынке труда. Мы считаем, что необходимо изменение методики определения значения последнего показателя, так как в настоящее время расчет не совсем корректен. Поскольку в соответствии с законодательством все организации обязаны заявлять в органы занятости населения информацию о наличии у них вакантных рабочих мест, то, по сути, речь идет о спросе на рабочую силу на полном рынке труда. Соотносится же эта потребность с числом ищущих работу граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, другими словами, с предложением в регистрируемом сегменте рынка труда. Изменение методики расчета (определение числа соискателей по методологии МОТ) позволит оперировать более соответствующими реальному положению дел показателями напряженности на рынке труда.
Вместе с тем, на фоне исчерпания демографических резервов трудовых ресурсов и недостатков их использования и прогнозирования, на рынке труда всеми отмечается дефицит рабочей силы. Так, в Воронежской области, по данным органов занятости населения, в 2016–2021 гг. спрос на труд в среднем в два раза превышал его предложение. О существенном кадровом голоде, испытываемом региональной экономикой, постоянно сигнализируют наиболее крупные кадровые агентства.
Это подтверждается и проведенным нами исследованием: в условиях усложнения структуры трудовых ресурсов проблема укомплектования кадрами предприятий региона приобретает особую значимость. Почти каждое второе предприятие (42,7 %) отмечает, что в той или иной мере испытывает кадровый голод (рис. 4).
В соответствии с результатами проведенного нами опроса, удовлетворенность работодателей качеством и направлениями подготовки кадров оставляет желать лучшего (рис. 5, 6). Каждый четвертый работодатель полагает, что направления профессиональной подготовки полностью не соответствуют требованиям региональной экономики, еще 45 % отмечают, что оно соответствует лишь частично.
В рамках настоящей статьи мы не затрагиваем вопросы взаимодействия рынков труда и образовательных услуг в части влияния на структуру трудовых ресурсов. Однако следует иметь в виду, что проблемы кадрового обеспечения организаций региона во многом спровоцированы и «ножницами» между, с одной стороны, требованиями рынка труда к качеству и профессиональной структуре рабочей силы, с другой – снижением этого качества и отставанием структурных перемен в системе профессионального образования.
Структуру потребности 42,7 % организаций региона, заявивших при опросе о своем кадровом голоде, отражает рис. 7. Традиционно, основную потребность организации испытывают в квалифицированных рабочих. При этом каждое третье обследованное предприятие не могло решить проблему подбора необходимых кадров на протяжении 4 и более месяцев. Среди причин, по которым предприятия не могут подобрать требуемый персонал, доминирует недостаток специалистов необходимого уровня и профиля подготовки. На втором месте – причины демографического характера (рис. 8).
Однако, регулирование регионального рынка труда предполагает преодоление его диспропорций и обеспечение максимально возможного соответствия спроса на рабочую силу ее предложению. Необходимое сбалансирование рынка труда требует изменения структуры профессионального образования в Воронежской области и повышения его качества, как и повсеместно в РФ [14]. Первое, как показано выше, отчасти предусмотрено прогнозом изменения соотношения между выпусками учреждений СПО и ВПО к 2030 г. (табл. 1). Однако этот прогноз нуждается в корректировке в связи с происходящими серьезными изменениями в социально экономической и политической ситуации. В этой связи считаем своевременной и крайне важной разработку новой, современной Концепции формирования и воспроизводства трудовых ресурсов Воронежской области.
По нашему мнению, в современных условиях, с учетом отмеченных демографических потерь и негативных тенденций в этой сфере, решение проблемы обеспечения кадрами предприятий области, как никогда ранее, требует повышения производительности труда. Эту точку зрения разделяют и другие авторы[15].
Воронежская область участвует в соответствующих федеральных проектах и программах, разработанных ранее, в других, менее напряженных условиях. Наш анализ подтверждает их несоответствие задачам сегодняшнего времени – крайне низкий масштаб охвата предприятий и организаций области, незначительную результативность (табл. 7), что не позволяет существенно изменить сложившуюся ситуацию. Нам представляется, что эта ситуация обязывает властные структуры, руководство реального сектора экономики Воронежской области пересмотреть сложившееся ранее формальное отношение к проблеме повышения производительности труда. Необходимо как можно более оперативно сформировать программу реальных и действенных мер, направленных на повышение производительности труда в регионе.
Исходя из сложности и многофакторности путей решения этой задачи, оставляем за собой право рассмотреть ее с современных позиций в отдельном исследовании. В данной статье отметим два момента, учет которых представляется безотлагательным.
Первый состоит в необходимости отказаться от измерения результатов роста производительности труда на основе повышения его оплаты. Нужны иные – реальные оценочные критерии и показатели, некоторые из них предлагаются научным сообществом, но могут быть предложены и новые, адекватные данной задаче.
Суть второго замечания сводится к тому, что в условиях неравномерной и недостаточной с современных позиций научно-технической обеспеченности развития реальной экономики основным фактором повышения производительности труда является интенсификация – не столько производства, сколько труда и управления. В условиях дефицита кадров, о котором сигнализируют работодатели, выходом может стать переход к повышению сменности работы предприятий и организаций. Такой опыт Россией не забыт.
Таблица 7. Результативность мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях Воронежской области / The effectiveness of measures to increase labor productivity at the enterprises of the Voronezh region.
№№ пп / No. no. pp | Показатель / Indicator | Значение показателя / Indicator value |
---|---|---|
1 | Превышение производительности труда, % к предшествующему году: - первый год участия в проекте - второй год участия в проекте - третий год участия в проекте |
10 15 30 |
2 | Количество предприятий-участников проекта, ед. | 190 |
3 | Численность сотрудников предприятий-участников проекта, прошедших повышение квалификации, чел. | |
4 | Количество созданный эталонных участков на производствах с помощью внедрения инструментов бережливого производства, ед | 67 |
На основе выявленных в работе негативных тенденций, потерь и рисков в социально демографической сфере, считаем целесообразным сгруппировать обобщающие выводы и предложения, направленные на повышение обеспеченности предприятий и организаций рабочей силой, по следующим областям и направлениям.
В теоретико-методологической области:
В научно-методической области:
В сфере научно-практических рекомендаций:
Елена Валерьевна Маслова – доктор экономических наук, профессор Воронежского института экономики и социального управления и Института социального образования, доцент Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия
Ольга Андреевна Колесникова – доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник социальной защиты населения РФ, профессор Воронежского государственного университета и Воронежского института высоких технологий, Воронеж, Россия
Ирина Викторовна Околелых – кандидат экономических наук, доцент, эксперт Воронежского института высоких технологий, Воронеж, Россия
Маслова Е.В. – научное руководство исследованием, определение цели исследования, содержательный анализ полученных результатов, обоснование теоретико-методологических положений, формирование выводов исследования.
Колесникова О.А. – подготовка общей концепции исследования, анализ научной литературы, интерпретация полученных результатов, обоснование теоретико-методологических положений, разработка концепции и методологии статьи.
Околелых И.В. – применение логического подхода к объекту исследования, конкретизация методов анализа, рассмотрение исследуемого понятия как системы, анализ результатов, обоснование теоретико-методологических положений, формулирование выводов исследования.
Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.