Блог

24.01.2024

Научная организация труда как один из основных элементов устойчивого развития железнодорожного транспорта

Производительность труда

АННОТАЦИЯ

Объект исследования – компания ОАО «РЖД», оказывающая услуги инфраструктуры и локомотивной тяги при осуществлении железнодорожных перевозок. Предмет исследования – научная организация труда на железнодорожном транспорте. Цель исследования определить диапазон возможностей и влияния научной организации труда (с учетом применения цифровых технологий) на повышение производительности и качества работы компании, обеспечение устойчивого развития отрасли в целом. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в глобальной экономике и обеспечении межрегиональных связей между различными экономическими субъектами. В работе были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, наблюдения и абстрагирования. Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные научные источники, информационной основой – корпоративная отчетность ОАО «РЖД» и статистические данные, находящиеся в открытом доступе. Результаты исследования и предложения, представленные в статье, могут способствовать устойчивому развитию компании и повышению ее конкурентоспособности на транспортном рынке, а также могут быть использованы исследователями, студентами, аспирантами, преподавателями, работниками организаций транспорта и других отраслей экономики, чья научная, образовательная и практическая деятельность связана с разработкой и реализацией принципов и механизмов научной организации труда. Сделаны выводы о необходимости совершенствования инструментария научной организации труда для целей устойчивого развития.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях быстро меняющейся экономической среды и возрастающих требований к качеству продукции и услуг многие компании, столкнувшись с острыми проблемами снижения эффективности и конкурентоспособности, в первую очередь снижают издержки и, как правило, за счет сокращения персонала. Крупнейшая железнодорожная компания ОАО «РЖД», существующая на рынке транспортных услуг с 2003 г., также на протяжении многих лет успешно использовала эти методы. Однако ее производственные показатели за последние годы заставили специалистов и руководство компании признать: лежащие на поверхности резервы повышения производительности труда и роста эффективности за счет снижения численности работников практически исчерпаны. Дальнейшее сокращение персонала в таких же объемах, как это происходило в компании за предыдущие 20 лет, может повлиять на технологическую устойчивость процессов и приведет к росту социальной напряженности и дополнительной нагрузке на экономику страны.

В этих условиях в компании принято решение возродить успешно зарекомендовавшую себя в советскую эпоху систему научной организации труда (НОТ), широкое применение которой на базе современных цифровых технологий рассматривается и оценивается руководством ОАО «РЖД» в качестве одного из важнейших элементов устойчивого развития и основных направлений поиска новых путей повышения производительности труда. Современные цифровые технологии позволяют собирать, обрабатывать и анализировать большие объемы данных, формируют новые возможности для оптимизации производственных процессов и повышения эффективности труда. С развитием цифровых технологий производственные процессы становятся все более автоматизированными, что позволяет сокращать время на выполнение работ, уменьшать количество ошибок и повышать качество продукции. Использование цифровых технологий позволяет улучшать взаимодействие между сотрудниками, что способствует повышению эффективности коллективной работы.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Научная организация труда – это система управления трудовыми ресурсами, основанная на научных методах и принципах, направленных на повышение эффективности труда и улучшение качества продукции. Применительно к железнодорожной отрасли НОТ представляет собой систему управления трудовыми ресурсам, обеспечивающую эффективное использование подвижного состава и инфраструктурного комплекса с целью удовлетворения платежеспособного спроса в перевозках и достижения требуемого уровня качества.

НОТ – это научный подход к оценке и анализу задач, определению наиболее эффективных методов и использованию соответствующих технологий и ресурсов для достижения поставленных целей. Основная задача науки об организации труда состоит в выявлении законов, закономерностей и принципов организации трудовой деятельности людей, практическое применение которых позволяет компаниям оптимизировать свою деятельность, сокращать расходы, повышать эффективность, способствовать устойчивому развитию, т.е. «удовлетворению потребностей настоящего без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Проблемы устойчивого развития экономических систем отражены в работах Пиреса С.М., Данилова-Данильяна В.И., Бобылева С.Н. [1; 2; 3] и других, в том числе на железнодорожном транспорте – Белова И.В., Зайцева А.А., Лапидуса Б.М., Мачерета Д.А., Персианова В.А., Подсорина В.А., Терешиной Н.П.[4; 5] и других.

Устойчивость социально-экономической системы любого уровня является важнейшей характеристикой, отражающей возможность указанной системы функционировать и сохранять целостность относительно целей своего существования в условиях внешних и внутренних трансформаций.

Устойчивое развитие железнодорожного транспорта означает стремление к созданию и поддержанию экономической, экологической и социальной устойчивости во всех аспектах его деятельности. Для достижения устойчивого развития железнодорожного транспорта необходима интеграция этих аспектов в стратегию и операционные планы.

В настоящее время основными задачами ОАО «РЖД» при реализации текущих и стратегических планов является достижение национальных целей за счет расширения возможностей транспортной инфраструктуры, повышения экономической связанности территорий, а также совершенствования громоздкой организационной структуры, обремененной историческим наследием, многообразием профилей деятельности, высокими затратами на поддержание большого количества организационных единиц, существенными транзакционными издержками внутри компании, сложностями в коммуникации и в принятии решений [6]. Несмотря на то, что за последние 20 лет разработано значительное количество регламентов, многие производственные процессы стандартизированы и оптимизированы, организационные и структурные проблемы до конца не решены, что, безусловно, сказывается на эффективности и производительности компании.

Таблица 1. Показатели устойчивого развития предприятия / Indicators of sustainable development of the enterprise

Источник / Source: составлено автором / сompiled by the author.
Экономический блок / Economic indicator Экологический блок / Ecological indicator Социальный блок / Social indicator
Объем производства и продаж Количество выбросов парниковых газов Уровень удовлетворенности сотрудников
Рентабельность Потребление энергии Уровень занятости
Снижение затрат на энергию и ресурсы Использование водных ресурсов Уровень безопасности и охраны труда
Инвестиции в исследования и инновации Количество производственных отходов Уровень равенства и включения
Уровень участия сотрудников в принятии решений Уровень эффективности использования ресурсов Уровень социальной вовлеченности в сообществе
Обеспечение стабильной заработной платы Защита и восстановление экосистем Качество взаимоотношений с поставщиками и клиентами
Сохранение и развитие бренда компании Соблюдение экологических стандартов и нормативов Уровень инвестиций в образование и развитие сотрудников

Для оценки устойчивого развития используются различные показатели и индикаторы, которые позволяют измерить и оценить уровень достижения поставленных целей и задач (табл. 1).

Какова роль социальных аспектов, тесно переплетающихся с хозяйственной деятельностью, в механизме устойчивого развития компании? По мнению многих специалистов она очень важна и ее трудно переоценить [7; 8]. Например, охрана труда способствует повышению производительности труда за счет эффекта замещения, тем самым реализуя возможности инновационного и устойчивого развития компании [9]. Учет социальных аспектов позволяет снизить текучесть кадров, развивать и обучать сотрудников без отрыва от производства, нанимать персонал с более высоким уровнем компетенций, повышать лояльность работников и их мотивацию к инновационной деятельности, которая в рамках механизма устойчивого развития способствует реализации динамических возможностей как в стабильной, так и быстро меняющейся среде, тем самым поддерживая долгосрочное конкурентное преимущество [10; 11].

ОАО «РЖД» придает большое значение экономическим, экологическим и социальным аспектам устойчивого развития. Внедряя инновационные технологии и модернизируя инфраструктуру в целях повышения пропускной и провозной способности, а также улучшения качества услуг для своих клиентов, компания стремится обеспечить экономическую устойчивость и эффективность производственной, финансовой, инвестиционной и инновационной деятельности.

В области экологии реализуются проекты по снижению негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду, в том числе связанные с модернизацией парка локомотивов и вагонов, обновлением инфраструктуры, повышением энергоэффективности и снижением выбросов, использованием возобновляемых источников энергии, рекультивацией и охраной биоразнообразия в местах, где пролегают железные дороги.

В социальной сфере акцент сделан на обеспечение безопасности пассажиров и персонала, развитие социальных программ и повышение качества услуг. Компания активно сотрудничает с региональными и федеральными органами власти, а также с общественными организациями для решения социальных вопросов, связанных с деятельностью железнодорожного транспорта.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ НОТ

На рис. 1 приведены составляющие концепции управления на принципах научной организации труда в механизме устойчивого развития компании.

В управлении научная организация труда играет важную роль в достижении устойчивого развития. Устойчивое развитие базируется на балансе экономических, социальных и экологических аспектов, а научная организация труда вносит значительный вклад в каждую из этих областей.

Рис. 1 / Fig. 1. Элементы системы управления на принципах организации труда в механизме устойчивого развития ОАО «РЖД» / Elements of the management system based on the principles of labor organization in the mechanism of sustainable development of JSC Russian Railways

Источник / Source: составлено автором / сompiled by the author.

В экономическом аспекте научная организация труда способствует повышению эффективности производства и улучшению качества услуг. С помощью научных исследований и инноваций компании разрабатывают новые технические средства и устройства, внедряют прогрессивные технологии и современные процессы и методы работы, которые позволяют сократить издержки, оптимизировать использование ресурсов и повысить производительность труда, что выражается в экономическом росте и повышении конкурентоспособности.

В социальном аспекте научная организация труда способствует созданию условий для улучшения качества жизни работников, в том числе за счет повышения эргономичности и безопасности труда с целью предотвращения производственных травм и заболеваний, улучшения условий труда. Кроме того, научные исследования могут помочь определить оптимальные формы организации труда, учитывающие потребности и благополучие работников, такие как гибкий график работы, рабочая среда, баланс работы и личной жизни и т. д.

В экологическом аспекте научная организация труда способствует разработке и внедрению экологически устойчивых технологий и практик. Исследования в области экологии, энергетики, ресурсосбережения и управления отходами минимизируют негативное воздействие на окружающую среду. Научные исследования способствуют разработке и внедрению новых моделей производства и потребления, основанных на принципах зеленой экономики, управления ресурсами и экологической ответственности.

Таким образом, научная организация труда играет роль катализатора в достижении устойчивого развития, содействуя экономическому росту, социальной ответственности и охране окружающей среды.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ОАО «РЖД»

Решение поставленных задач в рамках научной организации труда в ОАО «РЖД» (рис. 2) реализуется с помощью различных инструментовНОТ.

Нормирование труда с учетом когнитивных возможностей человека является подходом, основанным на принципах эргономики и психологии труда. Этот инструмент научной организации труда направлен на оптимизацию рабочей среды и условий труда с целью повышения производительности, безопасности и благополучия работников и учитывают следующие особенности:

  1. Когнитивные ограничения человека, такие как способность к концентрации, вниманию и запоминанию информации.
  2. Регулярные перерывы и возможность отдыха для поддержания когнитивной производительности.
  3. Структурирование задач и инструкций для обеспечения логичности и понятности для работников.
  4. Возможности для развития работников с целью совершенствования когнитивных навыков и компетенций.

ОАО «РЖД» обладает обширным опытом применения классических методов нормирования труда, которые основываются на определении оптимального времени, необходимого для выполнения операций. Однако нормирование различных производственных процессов требует учета не только временных затрат, но и интенсивности труда исполнителя.

Научный подход к организации труда не может не учитывать и уровень рабочей нагрузки, режим работы, эргономику рабочего места, психологический климат и другие психофизиологические факторы, которые могут влиять на благополучие и производительность работника.

Психофизиологические задачи состоят в обеспечении работникам благоприятных и безопасных условий труда, снижении физической и психологической нагрузки, сбалансированном распределении нагрузок по органам работника, предотвращении односторонности труда, комбинировании физического и умственного труда, установлении рациональных режимов работы и отдыха, а также обеспечении максимальной работоспособности. Поэтому мероприятия, направленные на совершенствование организации труда, должны оцениваться с учетом их воздействия на организм человека и способствовать сохранению работоспособности и здоровья работников.

Учет психофизиологических факторов организации труда помогает создать условия, которые способствуют благоприятному рабочему окружению, улучшению производительности и самочувствия работников, а также снижению риска возникновения стресса и заболеваний.

Отдельно в системе научной организации труда следует отметить нормирование административно-управленческих процессов. Численность административно-управленческого персонала (АУП) ОАО «РЖД» составляет почти 14,5% при этом более 40% из них не охвачены нормированием по следующим причинам:

  • АУП выполняет широкий спектр задач, включая планирование, организацию, координацию и контроль;
  • определение сложности работы АУП включает субъективные элементы;
  • в условиях быстро меняющейся деловой среды требования к АУП постоянно меняются. Новые технологии, изменения в законодательстве и требования клиентов могут вносить неопределенность в процесс нормирования, поскольку необходимо учитывать актуальные требования и тенденции;
  • для нормирования сложности АУП необходимо учитывать не только их задачи и уровень ответственности, но и компетенции, навыки и опыт.

Рис. 2 / Fig. 2. Основные задачи ОАО «РЖД» в рамках научной организации труда / The main tasks of JSC Russian Railways within the framework of the scientific organization of labor

Источник / Source: составлено автором / сompiled by the author.

В целях формирования единого подхода к определению трудозатрат процессов всех видов в ОАО «РЖД» разработаны «Методические рекомендации по оценке баланса рабочего времени в ОАО «РЖД» с учетом применения процессного подхода». Практическое применение методик моделирования бизнес-процессов внутри компании позволяет оценивать трудозатраты на основе моделей управленческих бизнес-процессов всех уровней.

Гибкие графики рабочего времени позволяют сотрудникам работать в режиме, отличном от традиционных фиксированных графиков, в рамках которых рабочее время строго определено для всех сотрудников. Гибкие графики, как правило, основаны на свободе выбора сотрудником начала и окончания рабочего дня. При этом они позволяют сотрудникам сбалансировать рабочее время и личные интересы и обязанности. Этот элемент научной организации труда полезно использовать для сотрудников, которые являются родителями, студентами или людьми, имеющими другие обязательства вне работы.

Дистанционная работа стала возможной благодаря научно-техническому прогрессу в области информационных технологий и коммуникационных средств. С помощью электронной почты, мессенджеров, видеоконференций, облачных сервисов и других средств связи, сотрудники могут эффективно обмениваться информацией и сотрудничать независимо от своего местоположения. Дистанционная работа позволяет сотрудникам лучше согласовывать работу с другими аспектами их жизни, такими как семья, учеба или личные обязанности. Для работодателей открываются более широкие возможности для привлечения талантливых сотрудников из других регионов.

Кросс-функциональность представляет собой концепцию, в рамках которой работники из разных функциональных областей, структурных подразделений сотрудничают и совместно реализуют проекты по достижению общей цели или решения конкретных задач. Кросс-функциональная работа имеет преимущества и способствует более эффективному и инновационному функционированию компании. Основным преимуществом является вовлеченность сотрудников из разных функциональных областей, которые обладают разнообразием знаний, опыта и идей, что способствует повышению качества реализации решений, так как каждый участник вносит уникальный вклад и взгляд на проблему. Кросс-функциональная работа помогает сотрудникам лучше понять функции и задачи других отделов, что способствует снижению конфликтных ситуаций и повышению сотрудничества между отделами, а также улучшает коммуникационную систему и формирует синергию в компании. Кросс-функциональные команды способны лучше решать сложные проблемы, которые требуют комплексного подхода и интеграции знаний из разных областей. В настоящее время становится все меньше должностей, ограниченных определенной областью знаний. Традиционные железнодорожные профессии устаревают и в ОАО «РЖД» появляются новые, современные, например, оператор дистанционного управления локомотивами, пилот высокоскоростного поезда. При этом часть профессий в настоящее время только трансформируется, например, оператор дистанционного осмотра вагонов.

Цифровая организация труда является следствием происходящих изменений в результате внедрения в трудовую среду информационных и коммуникационных технологий (в том числе, облачных вычислений, мобильных приложений, социальных сетей, аналитики данных, искусственного интеллекта), которые помогают автоматизировать повторяющиеся задачи, сократить время на их выполнение, повысить производительность труда и эффективность работы, создать более гибкую, адаптивную и мобильную рабочую среду, улучшить коммуникацию и координацию между сотрудниками. Однако для того, чтобы эффективно применять эти технологии необходимо обеспечить безопасность данных и информации, обучить сотрудников, учесть возможные социальные и психологические аспекты, связанные с изменениями в рабочей среде.

Предиктивный расчет численности персонала осуществляется на основе анализа эндогенных и экзогенных факторов с учетом изменения стандартных показателей производительности и внедрения принципов и инструментов НОТ. В результате применения специального алгоритма в период формирования бюджета на следующий год можно с погрешностью до 2% определить предиктивную численность работников основных производственных групп ОАО «РЖД» по должностям и профессиям.

Учет социальных аспектов, являясь одной из важнейших задач научной организации труда, помогает обеспечивать содержательность работы, устранять монотонность и увеличивать разнообразие операций, изменять рабочие процессы, включать творческие элементы в трудовой процесс, повышать престиж профессий, рационально использовать и развивать трудовой потенциал, удовлетворять потребности работников и обеспечивать справедливую оплату труда.

Не менее важными направлениями развития НОТ с учетом высокой волатильности макроэкономики и геополитики являются поиск организационной эффективности, организационное развитие и внедрение принципов организационного дизайна.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» – одна из немногих компаний в стране, которая не только сохранила институт нормирования труда, но постоянно и всесторонне его развивает, выстроив целостную систему в соответствии со ст. 159 Трудового кодекса РФ. В соответствии с корпоративным Положением о системе нормирования труда определена главная цель нормирования труда в ОАО «РЖД» – создание необходимых условий для максимально эффективного использования производственного и трудового потенциала, повышения конкурентоспособности продукции или услуг и улучшения позиций на рынке благодаря снижению затрат труда, использованию лучшего мирового опыта и активному внедрению на производстве последних достижений науки, техники и технологии [12].

Согласно рекомендациям Министерства труда и социальной защиты РФ целевыми задачами системы нормирования труда в ОАО «РЖД» являются:

  • создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных и технологических трудовых процессов;
  • обеспечение нормального (оптимального) уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании услуг);
  • повышение эффективности обслуживания потребителей услуг, т.е. «заказчика».

На сегодняшний день в ОАО «РЖД» действует более 332 нормативных документов, позволяющих нормировать около 86,3% работников компании. Ежегодно проводится примерно 90 тыс. наблюдений рабочего времени в рамках производственных процессов, актуализируется более 30 нормативных документов (сборников), которые обеспечивают снижение численности в среднем за год на 4 тыс. человек за счет внедрения новой техники и совершенствования технологии производства.

Функциональной задачей в области организации труда является повышение результативности сотрудников ОАО «РЖД» за счет качественного выполнения всех видов работ, совершенствования системы оценки труда и выявления резервов роста его производительности.

Основные задачи нормирования труда приведены на рис. 3.

Для решения поставленных задач в ОАО «РЖД» задействован весь инструментарий НОТ и осуществляется комплекс необходимых работ. Близится к завершению формирование базы видеоданных изучения рабочего времени – основы для внедрения и применения интеллектуальных систем, в том числе «машинного зрения».

Рис. 3 / Fig. 3 Основные задачи нормирования труда ОАО «РЖД» / The main tasks of labor rationing of JSC Russian Railways

Источник / Source: составлено автором / сompiled by the author.

Предполагается, что в дальнейшем, на основе данных, полученных при расшифровке видеофайлов, разработка норм времени будет осуществляться в автоматизированном режиме. Специалисты утверждают, что «машинное зрение» позволит избежать тех досадных ошибок, которые до сих пор встречаются при разработке новых норм, обеспечить более точные и объективные оценки труда сотрудников.

В рамках настройки оборудования и интеграции этой интеллектуальной системы с существующими рабочими процессами в 2021–2022 гг. в целях максимально точного распознавания выполняемых трудовых операций проведена работа по видеосъемке 36 видов ручного инструмента работников путевого комплекса, проанализировано 956 видеонаблюдений. Совместно с профильными организациями разработано и актуализировано 98 профессиональных стандартов с охватом около 660 тыс. работников холдинга «РЖД», что составляет более 80% общей численности. В результате труд многих сотрудников компании стал оплачиваться в соответствии с объективными критериями оценки его количества и качества, а не на основе уравниловки, как это было в прежние времена.

В связи с цифровизацией многих трудовых процессов в ОАО «РЖД»» прогнозируется появление новых профессий, таких как:

  • организаторы беспилотных систем;
  • дизайнеры цифровых коммерческих сервисов;
  • инженеры данных Интернета вещей, данных экологического мониторинга;
  • специалисты по обучению «умной» робототехники, систем искусственного интеллекта и машинного зрения;
  • специалисты по кибербезопасности систем управления железнодорожным транспортом;
  • организаторы командной работы (скраммастера).

В ближайшее время будут также востребованы специалисты по управлению сетями квантовых коммуникаций, инженеры сетей связи новых поколений, разработчики систем квантового шифрования. В целях обеспечения устойчивого развития компании, соответственно, потребуются и новые, более современные подходы к научной организации и нормированию их труда, более сложного чем у остальных работников.

ВЫВОДЫ

Научная организация труда, являясь одним из элементов устойчивого развития железнодорожного транспорта, способствует повышению производительности труда при одновременном уменьшении негативного воздействия на окружающую среду и обеспечении социальной ответственности.

ОАО «РЖД» – одна из немногих компаний в стране, которая не только сохранила институт нормирования труда, но и всячески способствует его развитию. Функциональной задачей в области организации труда является обеспечение результативности деятельности работников ОАО «РЖД» за счет повышения качества производственных процессов, совершенствования системы оценки труда, выявления резервов роста производительности труда на рабочих местах.

В компании ведется систематическая работа по повышению производительности труда на основе принципов научной организации труда с учетом современных тенденций. При этом активно применяются современные цифровые инструменты, машинное зрение, предиктивная аналитика, гибкие графики, кроссфункциональная работа.

Нормирование труда, ориентированное на когнитивные возможности человека, представляет собой современный подход в области организации труда. Он учитывает не только физические аспекты работы, но и психологические, когнитивные аспекты, такие как концентрация, внимание и способность к запоминанию информации. Данный подход направлен на оптимизацию рабочей среды и условий труда с целью повышения уровней производительности труда, безопасности и благополучия работников.

Учет психофизиологических факторов организации труда помогает создать условия, которые способствуют благоприятному рабочему окружению, улучшению производительности и самочувствия работников, а также снижению риска возникновения стресса и заболеваний.

Внедрение интеллектуальных систем в мехнизм научной организации труда представляет собой значительный шаг в направлении автоматизации и повышения точности процесса нормирования труда, что может существенно улучшить оценку труда сотрудников, снизить вероятность ошибок и обосновать более объективные нормы труда.

Применение научной организации труда в условиях развития цифровых технологий способствует улучшению условий труда и повышению производительности работников, а также обеспечивает эффективное и устойчивое развитие компании.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Pires S.M., Fidelis T., Ramos T.B. Measuring and comparing local sustainable development through common indicators: Constraints and achievements in practice // Cities. 2014. Vol. 39. P. 1-9.
  2. Бобылев С.Н., Кудрявцева О.И., Соловьева С.В. Индикаторы устойчивого развития для городов // Экономика региона. 2014;(3):101-110.
  3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М.: ИНФРА-М, 2005. 224 с.
  4. Подсорин В.А. Обеспечение устойчивого развития транспортного комплекса на принципах динамического тарифообразования на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта / В.А. Подсорин, В.А. Комаров // Транспортное дело России. 2023;(2):36-41.
  5. Терешина Н.П. Управление инновациями на железнодорожном транспорте / Н.П. Терешина, В.А. Подсорин; ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2020. 544 с.
  6. Чеченова Л.М. Стратегические приоритеты ОАО «РЖД» в области устойчивого развития // Транспортные системы и технологии. 2021;(3).(дата обращения: 25.06.2023).
  7. Hao J., Alon I., Yu C. Environmental dynamism, innovation and dynamic capabilities: The case of China. J. Enterprising Communities People Places Glob. Econ. 2011;(5):131-144.
  8. Kuznetsov A., Zakharov N. , Perfiljeva M. Scientific organization of innovative labour SHS Web of Conferences. 2021. V.116.
  9. Oriana Bandiera and others, Economic Development and the Organisation Of Labour: Evidence from the Jobs of the World Project, Journal of the European Economic Association, Volume 20, Issue 6, December 2022, Pages 2226–2270,
  10. Ni X.R., Zhu Y.J. Labor Protection, Labor Intensity and Enterprise Innovation: Evidence from the Implementation of the “Labor Contract Law” in 2008.
  11. Xu X, Zhang Y, Liao Y, Fu X. Labor Protection, Enterprise Innovation, and Sustainable Development. Sustainability. 2023; 15(11):8529.
  12. Воронкова Е.А., Подвербных О.Е. Нормирование труда работников железнодорожного транспорта // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2019. (дата обращения: 22.06.2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Владимир Николаевич Никитин – кандидат экономических наук, доцент ФГАОУ ВО Российский университет транспорта (МИИТ), начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД», Москва, Россия

Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.


Другие записи