29.03.2023
29.03.2023
Цель исследования – показать, что традиционный междисциплинарный экономико-демографический и макроэкономический метод формирования баланса трудовых ресурсов надежно работает в современных условиях, позволяя увязывать и верифицировать официальные демографические и макроэкономические прогнозы, в том числе численность, структуру трудоспособного населения и производство валового внутреннего продукта, находить слабые места и противоречия этих прогнозов, разрабатывать прогнозы-предупреждения о возможных рисках. Поставлена задача раскрыть возможности баланса трудовых ресурсов для анализа социально-трудовой ситуации в контексте макроэкономических процессов – для целей регулирования занятости и безработицы в стране или регионах. Методы исследования заключались в анализе научной литературы, статистических данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата), материалов Министерства экономического развития РФ. Представлены результаты обзора методологии анализа и прогнозирования балансов трудовых ресурсов. Одним из практических результатов проведенного исследования является разработанная и предложенная автором простая и прозрачная, легко воспроизводимая методика прогнозирования трудовых ресурсов, занятости и безработицы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Разработаны прогнозы трудовых ресурсов, занятости и безработицы на период 2022-2025 гг. Сделаны выводы о сложности предвидения основных макроэкономических параметров рынка труда и занятости в указанный период.
Работа по составлению баланса народного хозяйства на основе анализа и прогнозирования доходов и расходов в экономической системе и межотраслевого баланса, как способа увязки имеющихся ресурсов с отраслевыми производственными результатами, была начата в 1920 г. в рамках ГОЭЛРО, а затем с 1923 по 1991 гг. продолжена Госпланом при подготовке пятилетних планов, целью которых была максимизация объема производства в условиях ограниченной ресурсной базы. Основная задача межотраслевых балансов состояла в обеспечении народного хозяйства ресурсами ускоренного роста, необходимого для того, чтобы «догнать и перегнать капиталистические страны».
В работе «Наши трудовые ресурсы и перспективы», опубликованной в 1922 г., С.Г. Струмилин писал: «Основной фонд, питающий собой всякое народное хозяйство, – это живая рабочая сила данной страны или народа. Всякое сокращение или расширение этого фонда оказывает громадное влияние на общий темп хозяйственного развития… [1, сс. 37-50]. Он указывал, что численность населения России до Первой мировой войны составляла 166 млн человек, из них «в материальном производстве было занято 70 миллионов», а потери от войны и вызванной ею смертности составили 14,3 млн человек. Предполагалось увеличение населения СССР с 132,8 млн чел. в 1920 г. до 177,1 млн чел. в 1941 г. Возрастная группа 16-49 лет должна была вырасти с 57,0 млн чел. до 83,0 млн чел.
«Перспективный трудовой баланс России» С.Г. Струмилин оценивал не так, как это позже делали советские разработчики балансов в 1950–1980-е гг. Он считал, что «приход» – это численность работников (48 млн в 1921 г. и 72,5 млн в 1941 г.), умноженная на производительность труда (по сути аналог нынешнего ВВП), а «расход» – это число едоков (134 и 177,1 млн чел.), умноженное на стоимость содержания одного человека. Таким образом, трудовой баланс по Струмилину был стоимостным балансом доходов и расходов [1, с. 37].
Л.Е. Минц указывал, что первый отчетный баланс был рассчитан в СССР в 1939 г., а с 1959 г. началось регулярное составление отчетных балансов по областям и краям [2, с. 212]. Таким образом, определилось деление балансов трудовых ресурсов на отчетные и плановые, а также их дифференциация по сферам производства и отраслям, а также по статистическим единицам измерения в человеко-часах рабочего времени, численности работников, стоимостных единицах доходов и расходов.
В 1950-1970 гг. благодаря активным научным исследованиям М.Я. Сонина, П.П. Литвякова, В.Г. Костакова, Б.Д. Бреева, Е.Г. Антосенкова, А.Э. Котляра и других ученых балансы трудовых ресурсов получили дальнейшее развитие. М.Я. Сонин писал, что «Баланс рабочей силы» как плановый документ нацелен на «расширенное воспроизводство рабочей силы». Он указывал, что в «балансе рабочей силы» исчисление следует вести в физических лицах, а в «балансе труда» – в единицах рабочего времени [3, c. 308]. В работах М.Я. Сонина набор показателей отчетного баланса трудовых ресурсов уже в те далекие годы ничем не отличался от более позднего традиционного (советского) (1-й столбец табл. 1). Отметим, что произведенное в таблице 1 условное соотнесение показателей современного баланса трудовых ресурсов с показателями традиционного (советского) баланса отражает оценку автора настоящей работы, а не официальную позицию Росстата.
Поскольку целью разработки традиционных (советских) балансов была максимизация объема рабочей силы для народного хозяйства, то категории «неработающих пенсионеров и инвалидов», «учащихся с отрывом от производства» и «занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве» (ДЛПХ) рассматривались как «трудовые резервы», подлежащие вовлечению в экономику. Периодически, особенно в 1950–1960 гг., возникали идеи «обобществления» и ликвидации ЛПХ, как сектора, а заниматься домашним хозяйством считалось допустимым только для женщин, проживающих в сельской местности – членов семей колхозников и работников совхозов. Все мужчины трудоспособного возраста были обязаны работать на государственных предприятиях, в колхозах (кооперации) или состоять в официальных «творческих союзах». Безработные, которых было немало по причине нехватки рабочих мест в Средней Азии, Закавказье, на Северном Кавказе и Западной Украине, с 1930 по 1991 гг. не регистрировалась, поскольку по закону безработицы в СССР «не было».
Прогнозируемая численность трудовых ресурсов по стране и регионам определялась по методике анализа отчетных и расчета плановых (прогнозируемых) балансов трудовых ресурсов, исходя из прогнозов предполагаемой численности населения трудоспособного возраста, представляемых статистическими органами, численность занятых в производственных отраслях (материальном производстве) – на основе госплановских прогнозов по объему производства и производительности труда, а численность занятых в нематериальных отраслях (непроизводственной сфере) – по нормативам [4, 5]. Нормативный подход к прогнозированию социальной сферы и численности занятых в ее отраслях разрабатывал В.М. Рутгайзер [6]. Например, перспективная численность занятых в системе образования рассчитывалась на основе прогнозов числа лиц школьного и студенческого возраста. Незанятое население в этой схеме рассчитывалось как остаток (сальдо) баланса формирования и использования трудовых ресурсов, в котором начиная с 1980-х гг. эксперты начали выделять не только ДЛПХ, но и «вынужденно незанятое население».
Таблица 1. Сопоставление основных показателей традиционного (советского) и современного баланса трудовых ресурсов / Comparison of the main indicators of the traditional (Soviet) and modern balance of labor resources
Традиционный баланс трудовых ресурсов / Traditional balance of labor resources |
Современный баланс трудовых ресурсов / Modern balance of labor resources |
---|---|
1 | 2 |
I.Трудовые ресурсы (формирование) | Трудовые ресурсы |
Население в трудоспособном возрасте, в том числе: | Население в трудоспособном возрасте |
Рабочая сила, экономически активное население | |
1а. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте | Трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
1б. Неработающие инвалиды I-II групп и неработающие пенсионеры в трудоспособном возрасте | |
1в. Работающие подростки до 16 лет и работающие лица старших возрастов | Лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике |
Иностранные трудовые мигранты | |
II. Распределение трудовых ресурсов | Использование трудовых ресурсов |
Трудовая деятельность за оплату или прибыль | |
Всего занято в народном хозяйстве | Количество рабочих мест основной или единственной работы |
Численность занятых в экономике | |
2а.Занято в отраслях материального производства | |
2б. Занято в непроизводственных отраслях | |
Учащиеся с отрывом от производства в трудоспособном возрасте | |
Трудоспособное население, занятое в домашнем и личном подсобном хозяйстве (ДЛПХ) | |
Численность безработных | |
Трудовая деятельность по производству продукции для собственного использования |
В настоящее время в этой парадигме работают А.В. Топилин, О.Д. Воробьева [7], Н.В. Локтюхина [8] и другие ученые и специалисты. Параллельно Б.Д. Бреев и В.П. Крюков [9], А.Г. Коровкин [10] разработали экономико-математическую систему прогнозирования баланса трудовых ресурсов, в которой распределение и использование рабочей силы по отраслям экономики рассчитывается с помощью преобразования стоимостных показателей межотраслевого баланса производства продукции в трудовые индикаторы.
В 2000-е гг. население трудоспособного возраста РФ вступило в период нестабильности. В 2018 г. были изменены институциональные возрастные границы выхода на пенсию. Ступенчатое повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин, соответственно, на уровень 65 и 60 лет должно было закончится в 2023 г., однако затем график перехода был скорректирован до 2028 г.
Исходя из действовавшего в 2018 г. демографического прогноза Росстата (средний вариант) можно было ожидать увеличения населения трудоспособного возраста с 82,2 млн чел. до 88,6 млн чел. (рис. 1). При этом перспективная численность этой категории населения в 2023 г. была на 9,3 млн чел. больше, чем ожидаемая, рассчитанная в соответствии со «старым» трудоспособным возрастом. Исходя из методологии балансов трудовых ресурсов был разработан прогноз-предупреждение о том, что при сохранении темпов роста экономики, которые прогнозировались в 2018 г. Министерством экономического развития (МЭР) РФ и при возможном увеличении предложения рабочей силы безработица могла за 5 лет увеличиться с 3,5 млн чел. до 7,7-7,8 млн чел. [11]. События, последовавшие после 2019 г., понизили степень актуальности этого прогноза.
Начавшаяся пандемия коронавируса COVID-19 предопределила не только смертность непосредственно от этого заболевания, но и дополнительную (избыточную) от взаимосвязанных социально-экономических причин [12]. Суммарно за 2 года население РФ дополнительно к обычному сокращению потеряло около 1 млн человек. Общее число умерших в 2019 г. составило 1800,7 тыс. чел., в 2020 г. – 2124,5 тыс. чел. и в 2021 г. – 2445,5 тыс. чел. Значительная часть преждевременно умерших находилась в трудоспособном возрасте. Таким образом, ожидавшийся ранее прирост трудоспособного населения за счет повышения возрастной границы существенно замедлился.
Однако фактор «институционального» прироста численности населения в трудоспособном возрасте и расширения трудовых ресурсов попрежнему сохраняется. Рассмотрим отчетные балансы за 2015–2020 гг., балансовые прогнозы основных показателей трудовых ресурсов и рабочей силы до 2025 г., представленные в табл. 2, которая состоит из двух частей: «Трудовые ресурсы» (строки 1-6), где использованы отчетные данные баланса трудовых ресурсов за 2015–2020 гг. и «Рабочая сила» (строки 7-14), содержащей статистические данные Росстата по результатам проведенного в 2015–2021 гг. обследования рабочей силы (ОРС). Прогнозы на 2022–2025 гг. выполнены автором статьи, в строках 8, 10, 12, 14 показан
актуальный прогноз Министерства экономического развития РФ.
Мы видим, что численность трудовых ресурсов снижалась с 92,7 млн чел. в 2015 г. до 89,1 млн чел. в 2020 г. Исторический минимум численности «трудоспособного населения в трудоспособном возрасте» – 79,5 млн чел. был пройден еще раньше – перед началом в 2019 г. поэтапного повышения пенсионного возраста.
Для прогнозирования показателя численности «трудоспособного населения в трудоспособном возрасте» (ТНТРВ), которое составляет основу приходной части баланса трудовых ресурсов (помимо неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсию на льготных условиях), было рассчитано соотношение К1=ТНТРВ/НТРВ за ретроспективный период, где НТРВ – численность населения трудоспособного возраста в демографической статистике Росстата. Величина К1 в среднем за 2015– 2020 гг. составила 0,975 (97,5%). В качестве НТРВ на перспективу был использован средний вариант из «Предположительной численности населения Российской Федерации до 2035 года» (2020 г.) Росстата. Согласно прогнозу (строка 2 табл. 2), за 2018-2025 гг. ТНТРВ может увеличиться на 2,6 млн чел.
Другие компоненты прихода (формирования) трудовых ресурсов имеют разнонаправленную динамику. Численность учтенных Росстатом работающих подростков мы оставляем за скобками, как статистически малозначительную величину – 38,4 тыс. чел. по РФ в 2020 г.
Показатель численности занятого населения за пределами трудоспособного возраста мы рассматриваем как «работающие лица старше трудоспособного возраста» – РСТРВ и рассчитываем по формуле К2=РСТРВ/СТРВ, где СТРВ – население старше трудоспособного возраста в демографических отчетах и прогнозах Росстата.
После решения о повышении пенсионного возраста контингент даже оставшихся на своих рабочих местах пенсионеров (мужчины в возрасте 60+ и женщины 55+), достигший в 2018 г. исторического максимума – 7,5 млн чел., согласно статистическим правилам начал сокращаться. В результате коэффициент К2 уменьшился с 0,202 (20,2%) в 2018 г. до 0,189 (18,9%) в 2020 г., а в процессе экстраполяции данного соотношения на 2025 г. – до 0,120-0,135 (12,0–13,5%). Соответственно, прогноз численности работающих лиц за пределами трудоспособного возраста на 2022 г. составил 6,2 млн чел., а на 2025 г. – 5,6 млн чел. (строка 4 табл. 2). Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о физическом сокращении численности работающих пенсионеров, а об уменьшении в ходе изменения границ пенсионного возраста числа тех, кто совмещает статус пенсионера с занятостью в экономике.
Таблица 2. Трудовые ресурсы и рабочая сила Российской Федерации в 2015–2025 гг. / Labor resources and labor force of the Russian Federation in 2015–2025
2015 г. / 2015 | 2016 г. / 2016 | 2017 г. / 2017 | 2018 г. / 2018 | 2019 г. / 2019 | 2020 г. / 2020 | 2021 г. / 2021 | 2022 г. / 2023 | 2024 г. / 2024 | 2025 г. / 2025 | 2026 г. / 2026 | 2027 г. / 2027 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Трудовые ресурсы, тыс. чел. | |||||||||||
Всего | 92706,1 | 91161,1 | 89967,5 | 89670,8 | 90184,9 | 89105,8 | 88984,1 | 90810,6 | 90270,8 | 91417,8 | 91208,2 |
в том числе: | |||||||||||
трудоспособное население в трудоспособном возрасте (с 2021 г. – наш расчет) | 82461,3 | 81354,2 | 80186,1 | 79453,7 | 79812,4 | 80050,8 | 80052,7 | 81371,2 | 80790,8 | 82253,5 | 82059,0 |
иностранные трудовые мигранты (с 2021 г. – наша оценка) | 3387,5 | 2834,4 | 2598,6 | 2664,9 | 3059,4 | 2143,3 | 2200,0 | 3200,0 | 3300,0 | 3400,0 | 3500,0 |
лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике (с 2021 г. – наш расчет) | 6857,3 | 6972,5 | 7182,8 | 7552,2 | 7313,1 | 6911,7 | 6731,4 | 6239,3 | 6180,0 | 5764,3 | 5649,3 |
в том числе: | |||||||||||
лица старше трудоспособного возраста | 6790,5 | 6905,9 | 7133 | 7506 | 7269,6 | 6873,3 | - | - | - | - | - |
подростки | 66,8 | 66,6 | 49,8 | 46,2 | 43,4 | 38,4 | - | - | - | - | - |
Рабочая сила, тысяч человек | |||||||||||
Рабочая сила (с 2022 г. – наш расчет) | 76587,5 | 76636,1 | 76285,4 | 76190,1 | 75398,0 | 74923,0 | 75300,0 | 76515,397 | 76052,4 | 77513,6983 | 77414,504 |
Рабочая сила (базовый вариант Министерства экономического развития РФ – 2022)* | 74500,0 | 74900,0 | 75200,0 | 75500,0 | |||||||
Занятые в экономике, тыс. чел. | |||||||||||
Занятые в экономике (с 2022 г. – наш расчет) | 72424,9 | 72065,2 | 71842,7 | 71561,7 | 71064,0 | 69550,0 | 71700,0 | 71332,7 | 71694,0 | 72045,1 | 72398,0 |
Занятые в экономике (базовый вариант Министерства экономического развития РФ – 2022)* | 71300,0 | 71600,0 | 72000,0 | 72300,0 | |||||||
Безработные, тыс. чел. | |||||||||||
Безработные (с 2022 г. наш расчет) | 4263,9 | 4243,5 | 3969,5 | 3658,5 | 3465,0 | 4321,0 | 3600,0 | 5182,7 | 4358,4 | 5468,6 | 5016,5 |
Безработные (базовый вариант Министерства экономического развития РФ, 2022)* | 3200,0 | 3300,0 | 3200,0 | 3100,0 | |||||||
Уровень безработицы, в % к рабочей силе | |||||||||||
Уровень безработицы, в % к рабочей силе (наш расчет) | 5,6 | 5,5 | 5,2 | 4,8 | 4,6 | 5,8 | 4,8 | 6,8 | 5,7 | 7,1 | 6,5 |
Уровень безработицы (базовый вариант Министерства экономического развития РФ, 2022)** | 6,7 | 6,6 | 5,4 | 4,5 | |||||||
* Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (МЭР, 28 сентября 2022). |
Численность иностранных трудовых мигрантов – изменчивый компонент в анализе и прогнозировании общей численности трудовых ресурсов. В 2021 г. в докладе для МОМ (Международной организации по миграции ООН) мы предположили, что, уменьшившись под влиянием принятых во время пандемии COVID-19 ограничений с 3,1 млн чел. в 2019 г. до 2,1 млн чел. в 2020 г., среднегодовое число трудовых мигрантов к 2025 г. восстановится до 2,6 млн человек [13]. Однако во II квартале 2022 г. мерами ЦБ РФ и других регуляторов курс рубля впервые с 2014 г. был существенно повышен, вырос и валютный эквивалент средней заработной платы. Поэтому мигранты из Средней Азии и Казахстана более активно едут на заработки в РФ. По сообщениям СМИ, в 3 квартале 2022 г. их численность превысила 3 млн чел. Поэтому мы скорректировали прогноз по мигрантам до 3,2 млн чел. в 2022 г. и 3,5 млн чел. в 2025 г.
Таким образом, по сумме рассмотренных трех компонентов трудовых ресурсов, их общая численность может составить в 2022 г. 90,8 млн чел. и в 2025 г. – 91,2 млн чел. (строка 1 в табл. 2). Если численность населения трудоспособного возраста под влиянием непредвиденных факторов не изменится по сравнению с прогнозом Росстата (2020 г.), то трудовые ресурсы РФ в середине 2020-х гг. составят около 91 млн чел.
Для анализа и прогнозирования результатов использования трудовых ресурсов, то есть «расходной» части баланса, в советское время использовались данные сплошного учета численности работников на всех предприятиях страны. Теперь подобные обследования Росстата носят выборочный характер, статистики опираются на результаты учета работников на крупных и средних предприятиях, а также данные выборочного опроса домашних хозяйств «Обследование рабочей силы» (ОРС).
Это позволяет приблизительно судить о количестве занятых в отраслях экономики с 1992 г. и численности безработных «по критериям МОТ». Кроме того, Росстат дополняет балансовую статистику труда информацией о величине отработанного рабочего времени и производительности труда по видам экономической деятельности (ВЭД).
В сфере использования трудовых ресурсов замедление экономического развития РФ после кризиса 2014–2015 гг. ограничивало прирост спроса на рабочую силу, но демографически предопределенное сокращение предложения на рынке труда все равно сформировало дефицит кадров в некоторых профессионально-квалификационных группах. Вследствие дисбаланса рынка труда безработица сокращалась, а численность трудоспособных «лиц, не входящих в состав рабочей силы» снижалась. В 2020 г. из-за пандемии численность занятых сократилась до 70,6 млн чел., а безработица увеличилась до 4,3 млн чел. (5,7 %).
Рассчитанный в данной работе прогноз численности рабочей силы (РС) на период до 2025 г. на основе соотношения РС/НТВ и демографического прогноза населения трудоспособного возраста, исходя из экстраполяции коэффициента соответствия между ними, сложившегося в ретроспективном периоде, имеет одну важную особенность. В отчетном балансе «рабочая сила» (РС) может определяться сложением чисел занятых и безработных, но в прогнозе надо сначала определить ее общую численность, как части потенциально трудоспособного населения, а уже потом из нее вычитать, или иначе комбинировать, числа занятых и безработных. При данном подходе прогноз численности безработных производится по формуле:
(1)
ПЧБ=ПЧРС-ПЧЗ,
где ПЧБ – перспективная численность безработных;
ПЧРС – перспективная численность рабочей силы;
ПЧЗ – перспективная численность занятых в экономике.
Порядок расчета перспективной численности рабочей силы, основанный на демографическом прогнозе численности населения в трудоспособном возрасте Росстата, выражается следующей формулой:
(2)
ПЧРС= ПЧНТВ*К3
где ПЧРС – перспективная численность рабочей силы;
ПЧНТВ – перспективная численность населения в трудоспособном возрасте;
К3 – коэффициент, выражающий соотношение чисел РС и НТВ в различные периоды времени.
Коэффициент К3, который в 2015–2020 гг. изменился от 0,910 (91,0 %) до 0,915 (91,5 %), на 2025 г. принят равным 0,920 (92,0 %). Расчеты показывают, что численность рабочей силы, вследствие повышения пенсионного возраста, может увеличиться с 74,9 млн чел. в 2020 г. до 76,5 млн чел. в 2022 г. и до 77,4 млн чел. в 2025 г. (табл. 2).
Ключевой задачей прогноза баланса трудовых ресурсов является определение спроса на труд со стороны экономики. Традиционный (советский) баланс изначально создавался ради ответа на вопрос о том, за счет каких резервов можно повысить численность работников в целях ускоренного роста народного хозяйства. В наше время постановка данного вопроса также не исключается, хотя сегодня решение проблемы экономического роста во многом зависят не от численности занятых, а от технологий, инвестиций, качества рабочей силы, менеджмента и других факторов производительности труда. Более актуальным в настоящее время является научно обоснованный ответ на вопрос о том, насколько велика будет безработица в перспективном периоде.
Задачу прогнозирования спроса на труд со стороны экономики можно решить разными способами – например, путем экстраполяции показателя, который в сборниках Росстата обозначается как «количество рабочих мест и работ по производству товаров и услуг». Однако в прогнозе в первую очередь используется показатель «численность занятых в экономике» (сопоставимый с ОРС):
(3)
ПЧЗ=ЧЗОП*(ΔВВП/ΔПТ)
где ПЧЗ – перспективная численность занятых (рабочих мест) в экономике;
ЧЗОП – численность занятых отчетного (базового) периода;
ΔВВП – изменение валового внутреннего продукта в перспективном периоде;
ΔПТ – изменение производительности труда в перспективном периоде.
В условиях геополитической ситуации 2022 г. прогнозирование ΔВВП и других макроэкономических показателей крайне затруднено, если вообще возможно. Поэтому используем только официальные оценки. Согласно публикации Росстата от 12.08.2022 г. снижение ВВП во II квартале 2022 г. к аналогичному периоду предшествующего года составило 4 %. Согласно «базовому» варианту последнего опубликованного макроэкономического прогноза Министерства экономического развития РФ (28.09.2022 г.), в 2022 г. ВВП может уменьшиться на 2,9 %, и в 2023 г. еще на 0,8 %, после чего ожидается начало восстановительного роста, производительность труда в 2022 г. сократится на 2,4 %, а в 2023 г. на 1,3 %.
В таблице 2 показаны два варианта оценки численности занятых в экономике (рабочих мест) на перспективу 2022–2025 гг. Первый вариант (строка 9 табл. 2) рассчитан исходя из приведенных выше официальных перспективных оценок ΔВВП и ΔПТ. В строке 10 показан второй вариант – официальные оценки МЭР из прогноза от 28 сентября 2022 г. Согласно этим двум вариантам, численность функционирующих рабочих мест в экономике в 2022 г. уменьшится незначительно – с 71,7 до 71,3 млн чел., а к 2025 г., при реализации прогнозов МЭР, может восстановиться до 72,3-72,4 млн чел.
Другие сценарии, связанные с геополитической нестабильностью и потенциальной возможностью более сильного снижения ВВП или колебания производительности труда, из-за которых могло бы произойти более радикальное сокращение численности рабочих мест, мы оставляем за рамками данного исследования, поскольку не видим методов, подходящих для их оцифровки и моделирования. Еще раз подчеркнем, что приведенные здесь расчеты полностью основаны на демографических прогнозах Росстата и макроэкономических – Министерства экономического развития РФ.
Численность безработных (строка 11, табл. 2) рассчитана по формуле (1), исходя из численности рабочей силы (строка 7) и прогноза занятости (строка 9). В рамках этого сценария количество безработных увеличивается с 3,6 млн чел. в г. до 5,2 млн чел. (6,8 %) в 2022 г., а в 2025 г. может составить 5,0 млн чел. (6,5 %).
Наиболее оптимистический сценарий для рынка труда опубликован в прогнозе МЭР от 28.09.2022 г.: повышение уровня безработицы с 4,8 % в 2021 г. до 6,7 % в 2022 г. с последующим снижением до 4,5 % к 2025 г. (строка 14 табл. 2).
Результаты исследования демонстрируют возможности балансового метода в построении предупреждений о возможных рисках в сфере занятости и безработицы. Приведенные методы расчетов могут быть использованы при прогнозировании как на уровне экономики страны, так и регионов. Балансовая методология позволяет сопоставлять и увязывать между собой прогнозы Росстата (в части численности и возрастной структуры населения) и прогнозы Министерства экономического развития (в части динамики ВВП, производительности труда, чисел занятых и безработных). В некоторых случаях может потребоваться взаимная адаптация (подгонка) этих прогнозов для выработки адекватных представлений о перспективах развития рынка труда и сферы занятости населения.
Рост уровня безработицы в 2022 г. связан как с кризисными явлениями в экономике, вследствие санкций, так и с предполагаемым приростом численности населения трудоспособного возраста за счет старших возрастов. Прогнозируемый Министерством экономического развития РФ уровень производства ВВП в данном случае не достаточен для того, чтобы компенсировать институциональный прирост численности трудоспособного населения. За рамками данного прогноза остается частичная мобилизация, которая выводит часть трудоспособного населения из гражданского сектора рынка труда, вследствие чего предложение рабочей силы в этом секторе уменьшится, а безработица сократится, в ряде видов экономической деятельности возможно возникновение дефицита кадров.
Реальная экономическая ситуация в РФ в 2022 г. и на последующие годы слабо поддается прогнозированию традиционными метода-ми, включая метод баланса трудовых ресурсов. На момент подготовки данной статьи в печать можно говорить о том, что имеет смысл экстраполяция трендов на 1-3 месяца, и что этот метод показывает: безработица по обследованиям (ОРС), в августе 2022 г. уменьшилась до 3,8 %, но к концу года может возрасти, как в результате влияния внешних факторов, так и обычного циклического сокращения «летней» занятости населения в аграрном секторе и в Зоне Севера. Согласно вариантам прогноза безработицы МЭР РФ от 28.09.2022 г. на конец 2022 г. уровень безработицы может составить 6,7 % рабочей силы. В этой связи органам власти РФ и ее регионов требуется в чуть ли не еженедельном режиме отслеживать сбалансированность между трудовыми ресурсами и спросом на труд, и принимать оперативные меры регулирования занятости населения.
Алексей Владимирович Кашепов – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.