Блог

27.01.2022

Публикации Центра развития профессиональных квалификаций за 2021 г.

Профстандарты

В 2021 году Центром развития профессиональных квалификаций подготовлено 19 публикаций.

Список публикаций Центра развития профессиональных квалификаций

ФИО авторов Название публикации
1. Волошина И.А., Баргоякова И.И., Новикова Т.Р. Актуальные вопросы дистанционной работы
2. Пашин Н.П., Волошина И.А., Харькин В.В. Решение проблем оценки и регулирования напряженности на рынке труда: практика и современные подходы
3. Волошина И.А., Зайцева О.М., Новиков П.Н., Перова И.Т., Прянишникова О.Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие
4. Зайцева О.М., Новиков П.Н. Вопросы опережающей профессиональной подготовки кадров
5. Зайцева О.М., Прянишникова О.Д., Спиридонов О.В., Зайцев А.В. Формирование требований к необходимым умениям в профессиональных стандартах рабочих механосборочного производства
6. Волошина И.А., Перова И.Т. Научно-методические подходы к формированию современного классификатора профессий
7. Новиков П.Н. Некоторые аспекты модульного подхода в сферах труда и профессионального образования
8. Гончарова А.А., Зайцева О.М., Спиридонов О.В., Прянишникова О.Д., Зайцев А.В. Формирование требований к необходимым знаниям в профессиональных стандартах рабочих механосборочного производства
9. Рожков А.А., Соловенко И.С., Бесфамильная С.В., Карпенко С.М. Оценка влияния инновационно-цифровой трансформации угольной отрасли России на рынки труда горнопромышленных территорий
10. Новиков П.Н. О различных аспектах понятия «технология»
11. Баргоякова И.И., Гончарова А.А., Новикова Т.Р. Дистанционная работа в России в период пандемии COVID-19
12. М.В. Москвина, Е.Н. Феоктистова, С.В. Бесфамильная и др. Взаимодействие бизнеса и власти в современной России. Устойчивое развитие и социально-трудовая политика (книга)
13. Волошина И.А., Джума В.И. Спрос на рынке труда в первом полугодии 2021 года: результаты исследования вакансий
14. Волошина И.А., Бесфамильная С.В., Зайцева О.М. и др. Рынок труда в здравоохранении (профессиональный срез): монография
15. Гончарова А.А., Зайцева О.М., Прянишникова О.Д., Спиридонов О.В. Формирование требований к необходимым знаниям в профессиональных стандартах инженерно-технических работников в машиностроении
16.

Волошина И.А., Новиков П.Н.

Из истории развития профессиональных стандартов в России
17. Волошина И.А., Перова И.Т. Новые и развивающиеся профессии: определение понятий и методы выявления
18. Перова И.Т., Талицких Е.В. Современные технологии сельского хозяйства: развитие профессионально-квалификационной структуры
19. Вашаломидзе Е.В., Вольская Т.Е. Управление трудом работников образовательных организаций высшего образования на основе использования современных организационных и социально-экономических технологий

1. Основное внимание в статье Волошиной И.А., Баргояковой И.И., Новиковой Т.Р. «Актуальные вопросы дистанционной работы» сфокусировано на особенностях дистанционной работы, практике применения дистанционных форм занятости в условиях пандемии в различных организациях, преимуществах и недостатках дистанционной работы, вакансиям по дистанционной работе, отечественному опыту регулирования дистанционной работы. В заключение статьи авторы приводят некоторые выводы.

Дистанционное управление требует гораздо более высокой организации самого руководителя, а также всех остальных членов коллектива. Для качественной «настройки» такой формы работы нужна подготовка и время.

Одним из современных требований дистанционной работы является владение работниками цифровыми компетенциями на высоком уровне. Кроме того, работодатели заинтересованы в сохранении или повышении эффективности работы дистанционных сотрудников.

Существенном фактором возможности и целесообразности перехода на дистанционную работу является характер труда, трудовой деятельности, особенности трудовых функций работника.

Журнал «Актуальные вопросы современной экономики», http://www.xn--80ae9b7b.xn--p1ai/Editions

2. Статья Пашина Н.П., Волошиной И.А., Харькина В.В. «Решение проблем оценки и регулирования напряженности на рынке труда: практика и современные подходы» посвящена анализу современных тенденций в оценке и регулировании рынка труда, разработке новых подходов к решению проблемы высокого уровня напряженности на региональных рынках труда Российской Федерации.

Цель данной работы: выявление оснований для применения передового зарубежного опыта использования современных информационно-коммуникационных технологий в оценке и регулировании рынков труда с учетом российских условий; обоснование теоретических и методических особенностей оценки и регулирования напряженности на рынке труда с использованием прогнозной оценки и разработки аналитических инструментов; измерение уровня взаимосвязи снижения напряженности на рынках труда с развитием влияющих факторов, и анализом их ресурсов; укрепление складывающихся социально-трудовых отношений на основе разработки механизма снижения напряженности рынков труда и его управленческого решения. Авторы используют общенаучные и специальные методы, включая методы сравнительного, корреляционного, факторного анализа, систематизации, декомпозиции, обобщений, прогнозирования, сценариев, математической статистики, экспертных и критериальных оценок, количественного и качественного анализа первичной и вторичной информации эмпирических исследований, мониторинга, рейтинга, группировок, весовых коэффициентов.

В результате исследования, которое проводилось в 2018-2020 гг. с использованием результатов лонгитюдного исследования динамики заявленных вакансий в Общероссийской базе вакансий (2018 г., 2019 г.) и экспертного Интернет-опроса по анализу взаимодействия работодателей высокотехнологических сфер экономики с органами службы занятости на примере научно-производственной фирмы фармакологической отрасли «Материа Медика Холдинг», установлена высокая вероятность проявлений низкого уровня напряженности рынков труда среди регионов с высокими показателями факторов, наиболее заметно влияющих на снижение напряженности. Усовершенствован понятийный аппарат оценки и регулирования напряженности рынка труда, сформулированы ее особенности, разработан аналитический инструментарий. Исследованы складывающиеся социально-трудовые отношения, обоснован основной инструмент регулирования напряженности на рынках труда ‒ механизм снижения напряженности и, как его составная часть, управленческое решение. Доказано, что развитие факторов влияния, оказывающих наиболее заметное воздействие на напряженность социально-трудовых отношений, разработка и выполнение управленческого решения, обусловлены наличием необходимых ресурсов. Систематизированы предложения по развитию передовых информационно-коммуникационных технологий в оценке и регулировании напряженности на рынках труда регионов. Сформулированы перспективы совершенствования оценки и регулирования напряженности на рынках труда регионов в соответствии с основаниями, установленными по итогам сравнительного анализа российской и зарубежной практики в сфере содействия занятости на основе применения передовых информационно-коммуникационных технологий.

Журнал «Социально-трудовые исследования»

3. В словарно-справочном пособии «Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы», в подготовке которого участвовали Волошина И.А., Зайцева О.М., Новиков П.Н., Перова И.Т., Прянишникова О.Д., подробно рассматриваются понятия «профессионально-квалификационная сфера», «профессия», «квалификация», «вид профессиональной деятельности», а также другие понятия, используемые в сферах труда, занятости и профессионального образования. Особое внимание уделено понятию «профессия»; выделяются востребованные, перспективные, новые, развивающиеся, родственные и другие профессии. Для удобства пользователей приведены определения ряда понятий, необходимых при разработке и применении профессиональных стандартов, со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты. Приведены также определения к понятиям, предлагаемым к включению в перечень единых терминов и определений в сфере разработки профессиональных стандартов для государств – участников СНГ. В пособии представлено состояние терминологического аппарата на текущей стадии развития профессионально-квалификационной сферы. Авторы видят необходимость его дальнейшего преемственного обновления и уточнения на единой методологической основе с учетом межотраслевого, межведомственного, а также международного характера. Пособие предназначено для специалистов в сферах труда и занятости, профессионального образования, разработчиков и пользователей профессиональных стандартов. Также представляет интерес для широкого круга научных работников в области исследования проблем и совершенствования практики подготовки кадров, использования кадрового потенциала, а также для зарубежных партнеров в этой области.

М.: Издательство «Перо», 

https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochno-informatsionnyy-blok/metodicheskie-materialy/

4. В статье Зайцевой О.М., Новикова П.Н. «Вопросы опережающей профессиональной подготовки кадров» выделено важное направление, связанное с обеспечением непрерывной и сбалансированной подготовки кадров, при этом основной акцент сделан именно на их опережающую подготовку. Во взаимосвязи с понятиями образования и обучения проанализированы такие существенные понятия как «подготовка», «опережение», производные от этих понятий, неоднозначно трактуемые на разных этапах развития сфер труда, занятости и профессионального образования. Обращено также внимание на понятия «востребованные профессии», «перспективные профессии», «новые профессии», которые приведены в Справочнике профессий. В заключение статьи авторы выделяют ряд моментов.

  1. В аспекте опережения в профессиональном образовании и обучении можно обозначить две взаимосвязанных подхода с учетом того, что подготовка трактуется как одна из прикладных задач образования. В теоретико-методологическом аспекте опережающее профессиональное образование (свойство опережения) подразумевает стремление и готовность самого обучающегося, выпускника, работника к постоянному овладению знаниями, умениями, навыками, освоению компетенций, адаптации к новому. Опережающая же профессиональная подготовка имеет несколько иную, практикоориентированную направленность. Речь идет о подготовке к реализации профессиональной деятельности, связанной с новыми технологиями, инновациями, новыми перспективными профессиями. С позиций сферы труда, рынка труда эта подготовка важна для решения как тактических, так и перспективных задач.
  2. Понятия подготовки, профессиональной подготовки, опережающей подготовки, опережающей профессиональной подготовки (обучения) используются в различных аспектах, как в широком, так и в узком смысле, в зависимости от цели и контекста. Так, в период, когда понятие профессионального обучения как самостоятельного вида образования не было официально выделено, использование словосочетания «опережающее профессиональное обучение» для высвобождаемых работников сыграло позитивную роль в вопросах занятости этой категории граждан.
  3. Разработка и реализация различных видов образовательных программ опережающей профессиональной подготовки, в которых (наряду с требованиями стандартов Ворлдскиллс) за основу из российских профессиональных стандартов будут взяты необходимые знания и умения опережающей направленности, придаст этой подготовке требуемый вектор развития, явится важным практикоориентированным направлением реализации опережающего характера профессионального образования и обучения в части повышения конкурентоспособности и качества рабочей силы в нашей стране.

Журнал «Актуальные вопросы современной экономики», https://readera.org/avse/2021-4

5. Статья Зайцевой О.М., Прянишниковой О.Д., Спиридонова О.В., Зайцева А.В. «Формирование требований к необходимым умениям в профессиональных стандартах рабочих механосборочного производства» является продолжением исследований и разработок, проведенных в 2020 году, по формированию типовых модулей, содержащих необходимые знания и умения в области информационных технологий (информационные компетенции), для учета в профессиональных стандартах.

Выбор профессиональных стандартов, характеризующих деятельность работников механосборочного производства, в качестве объекта исследования обусловлено тем, что механосборочное производство широко представлено в разных секторах машиностроения, а также в автомобилестроении, судостроении, авиастроении и др.

В ходе исследования были проанализированы требования к необходимым умениям, установленные в профессиональных стандартах рабочих-станочников и слесарей механосборочного производства. Предложено разделение всех умений на общепрофессиональные и специальные профессиональные с дальнейшей структуризацией по отдельным группам умений. Разработаны типовые грамматические конструкции описания требований к необходимым умениям в профессиональных стандартах.

Результаты, полученные в данной работе в части подходов к структуризации и построению формулировок необходимых умений, могут быть использованы при разработке и актуализации профессиональных стандартов в других отраслях промышленности.

Журнал «Актуальные вопросы современной экономики», https://readera.org/143175369

6. В статье Волошиной И.А., Перовой И.Т. «Научно-методические подходы к формированию современного классификатора профессий» объясняется необходимость разработки современного классификатора профессий. Рассматриваются принципы его формирования, обосновываются объект, предназначение, признаки и метод построения классификатора.

Журнал «Актуальные вопросы современной экономики», https://readera.org/143176702

7. В статье Новикова П.Н. «Некоторые аспекты модульного подхода в сферах труда и профессионального образования» основное внимание сфокусировано на различных, включая понятийно-терминологический, аспектах модульного подхода в сферах профессионального образования и труда, на возможности использования модульной технологии при разработке профессиональных стандартов в части типовых модулей необходимых знаний и умений. В заключение статьи Новиков П.Н. приводит основные выводы.

В сфере труда модульный поход позволяет оптимизировать сроки разработки профессиональных стандартов, повысить их качество, дает большую прозрачность результата для потребителя.

Модульная технология – один из элементов гарантии качества процесса разработки и актуализации профессиональных стандартов. На основе модульного принципа может быть сформировано содержание типовых модулей необходимых знаний и умений для учета в профессиональных стандартах различных видов и областей профессиональной деятельности, и далее – в профессиональных образовательных программах. При этом показателем освоения необходимых умений и знаний будет являться продукт или процесс соответствующего вида профессиональной деятельности.

Типовые модули необходимых знаний и умений в профессиональных стандартах представляют собой развивающийся продукт и для его продвижения в различных областях и видах профессиональной деятельности необходимо участие в этом процессе отраслевых советов по профессиональным квалификациям.

В условиях динамично меняющегося содержания профессиональной деятельности модульный подход к разработке профессиональных стандартов способствует информационному и содержательному сближению сфер труда и образования, взаимодействию: трудовые функции – содержание обучения – компетенции, которое направлено на поддержание практико-ориентированности подготовки будущих работников, оптимального баланса между академической и профессионально-практической составляющими обучения.


Другие записи