15.02.2023
15.02.2023
Предмет исследования – компетенции специалистов кадровых служб организаций Республики Беларусь, извлеченные из цифровых источников по поиску работы и обработанные с помощью технологий искусственного интеллекта. Цель работы – определение ключевых компетенций HR-специалистов и разработка программ их развития на основе применения интерпретационного структурного моделирования, MICMAC и DEMATEL–анализа. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена усилением требований рынка труда к набору и качеству компетенций специалистов, а также их постоянному саморазвитию. Научная новизна заключается в развитии теоретических основ изучения рынка труда с помощью технологий искусственного интеллекта и в разработке методики определения ядра компетенций и траектории обучения профессиональной компетентности специалистов. Использованы общенаучный и экономический методы анализа, ИСМ, MICMAC и DEMATEL–анализ, а также статистические методы группировки, классификаций и построения графов.
В результате исследования определены два направления и разработаны программы развития профессиональных компетенций HR-специалистов с помощью обучения техническим навыкам (с преобладанием «жестких» компетенций в программах обучения), а также коммуникативным и деловым качествам (с преобладанием «мягких» компетенций). Сделан вывод о том, что для специалистов кадровых служб организаций Республики Беларусь основополагающими являются навыки коммуникации, ведения деловой документации, работы в команде, владения «1С: Предприятие 8. Зарплата и управление персоналом» и офисными программами Microsoft office.
Цифровизация бизнес-процессов, современные тенденции трансформации рынка труда требуют от HR-специалистов постоянного совершенствования своих навыков, обновления и расширения компетенций, поскольку именно от их компетентности зависит качество нанимаемого персонала, скорость его адаптации, эффективность развития, мотивация и т. д., что в свою очередь отражается на результативности и конкурентоспособности организации в целом.
В целях выбора оптимального метода выявления основополагающих компетенций, определяющих профессиональный уровень современного кадровика, проведен анализ используемых подходов и применяемого математического аппарата, который показал, что для решения вопросов установления причинно-следственных связей среди ключевых компетенций специалистов в разрезе отрасли или организации авторами научных работ применяется:
Интерпретационное структурное моделирование (ИСМ) – это инструмент определения прямых или косвенных взаимодействий между элементами системы, а также средство анализа иерархических отношений между элементами системы [1]. Математические основы этого метода изложены в работе Ф. Харари «Структурные модели: введение в теорию направленных графов» [2], а примером его практического применения является декомпозиция сложной системы на ряд подсистем с последующим конструированием многоуровневой структурной модели.
Впервые для изучения социально экономических систем метод интерпретационного структурного моделирования был применен Дж. Уорфилдом и описан в труде «К интерпретации сложных структурных моделей» [3]. Практика применения ИСМ для исследований в области менеджмента подробно изложена в работах С. Джархарии и Р. Шанкара «IT-интеграция цепей поставок: понимание барьеров» [4], Мандала «Интерпретация интерпретационной структурной модели» [5] и других.
Эффективность применения интерпретационного структурного моделирования при анализе знаний, умений и навыков доказана этими и другими авторами, исследующих уровни взаимодействия компетенций в разрезе отдельных специальностей и по секторам промышленности (табл. 1).
Построение классификационной матрицы перекрестного влияния и зависимости факторов (Matrice d’Impacts Croisés Multiplication Appliquée a un Classeement, MICMAC-анализ) – процедура оценки степени зависимости или потенциала влияния переменных друг на друга [9], применяемая в совокупности с ИСМ-анализом с целью подтверждения его результатов.
Метод построения сетевой модели причинных и следственных факторов (Decision Making Trial and Evaluation Laboratory, DEMATEL-анализ) – это комплексный подход для построения и анализа сетевой модели, использующей причинно-следственные связи между сложными факторами [10] и позволяющий анализировать взаимодействие факторов сложной системы, разделять их на группы причинных и следственных составляющих, вычислять силу влияния факторов друг на друга.
Эффективность применения данного метода при решении экономических задач доказана при разработке маркетинговых стратегий организаций (Ю. Дж. Чиу, Х. К. Чен, Г. Х. Цзэн, Дж. З. Шю,), оптимизации системы управления компанией (К.Л. Лин, Г.Х. Цзэн), классификации необходимых компетенций менеджеров (И-Джей. Ву, Б. Г. Ли), оценке е-обучения (Х. К. Чен, Г. Х. Цзэн, С. В. Ли) и стратегии управления знанием (Р. Ц. М. Ям) (табл. 2).
Проведенные исследования применения различных методов анализа с целью выявления взаимодействий между компетенциями в разрезе сложных структур (профессий, программ обучения, секторов промышленностей) привели нас к выводу о необходимости одновременного и комплексного применения (на основе изученных процедур) ИСМ, MICMAC и DEMATEL-анализа при поэтапном выявлении уровня профессиональных навыков HR-специалистов и их взаимодействия, определении базовых (более всего влияющих на результативность их деятельности) компетенций, а также траектории, способов и методов повышения их профессиональной квалификации.
Таблица 1. Области использования интерпретационного структурного моделирования при анализе компетенций / Areas of application of interpretive structural modeling in competency analysis
Автор исследования / Autor of the study | Год проведения / Year of the event | Направление исследования / Direction of research |
---|---|---|
А. Резайян, Р. Багери | 2018 | Моделирование факторов, влияющих на функционирование сетей знаний |
Патил и др. | 2016 | Организация управления знаниями во вспомогательных секторах автомобильной промышленности Индии |
Р. Ванг, П. Пэн, Л.-Г. Лю, Л. Сюй | 2016 | Траектория обучения профессиональным компетенциям для специальности «Электронная коммерция», основанная на методе ИСМ |
Тагизадех, Шокри | 2015 | Управление знаниями с точки зрения социального капитала |
Б. Хан, С. Бэй, Дж. Чжао, Л. Чжан, У. Цуй | 2015 | Построение системы инженерно-технологической практики для профессиональных магистрантов на основе ИСМ |
Шарма, Сингх | 2013 | Барьеры, препятствующие управлению знаниями – комплексный подход на основе ИСМ и анализа иерархий |
С. Дулеба, Й. Шимазаки, Ц. Мишина | 2013 | Анализ связей факторов в системе общественного транспорта |
Канунго | 2009 | Оценка эффективности применения информационно-коммуникационных технологий |
Кант, Сингх | 2008 | Формирование системы управления знаниями – моделирование барьеров |
Сингх и др. | 2003 | Управление знаниями в отраслях машиностроения |
Саксена, Врат | 1992 | Иерархия и классификация элементов программ и планов |
Хоторн, Сейдж | 1975 | Разработка программ высшего образования |
Таблица 2. Применение метода DEMATEL для анализа компетенций / Using the DEMATEL method for competency analysis
Автор исследования / Autor of the study | Год проведения / Year of the event | Направление исследования / Direction of research |
---|---|---|
С. М. Миранда, Дж.-Н. Ли и Дж.-Х. Ли | 2011 | Запасы и потоки, лежащие в основе возможностей организаций в области управления знаниями: синергетическая и случайная взаимодополняемость с течением времени |
С. Камисон и Б. Форес | 2010 | Способность к усвоению знаний: новые идеи для ее концептуализации и измерения |
Б. Г. Ли, Г. Х. Цзэн, Тин | 2007 | Применение метода DEMATEL для изучения структурных отношений в сложной системе |
И-Джей. Ву, Б. Г. Ли | 2007 | Классификация необходимых компетенции менеджеров с целью содействия их развития |
Х. К. Чен, Г. Х. Цзэн,С. В. Ли | 2007 | Построения модели оценки взаимосвязанных факторов в программах электронного обучения |
Р. Ц. М. Ям | 2004 | Применение DEMATEL-анализа для оценки выявления, усвоения и использования знаний |
Исследовательский процесс включал в себя 5 этапов:
Для проведения исследований была сформирована эмпирическая база данных из 631 вакансии, полученной по должностям, соответствующим кодам начальной группы занятий 1212 «Руководители структурных подразделений по кадрам и трудовым отношениям», 2423 «Специалисты–профессионалы в области подбора и использования персонала», 2424 «Специалисты–профессионалы в области подготовки и развития персонала», 4416 «Работники по ведению кадровой документации» в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Занятия» (ОКРБ 014-2017). Анализируемая база данных формировалась по авторской методике извлечения, очистки, классификации и анализа информации с онлайн-источников по поиску работы с применением технологий Big Data и искусственного интеллекта (рис. 1) [15].
Таблица 3. Кодирование профессиональных компетенций специалистов кадровых служб / Coding of professional competencies of HR specialists
Обозначение компетенции в матрице (код) / Designation of competence in the matrix (code) |
Компетенция / Competence |
---|---|
С1 | Профессиональные компетенции HR, S |
С2 | Коммуникация, сотрудничество и творчество, S1: |
С7 | Работа в команде |
С8 | Обучение и развитие персонала |
С9 | Ведение деловой переписки |
С10 | Управление HR брендом в социальных сетях |
С11 | Умение коммуницировать |
С3 | Информационные навыки, S2: |
С12 | Работа с большим объемом информации |
С4 | Помощь и забота, S3: |
С13 | Адаптация персонала |
С5 | Управленческие навыки, S4: |
С14 | Ведение деловой документации |
С15 | Составление штатного расписания |
С16 | Администрирование приема, перевода и увольнения сотрудников |
С6 | Работа с компьютером, S5: |
С17 | Владение «1С: Предприятие 8. Зарплата и управление персоналом» |
С18 | Владение офисными программами (Microsoft office) |
С19 | Автоматизация кадрового документооборота |
Процесс получения данных о компетенциях включал в себя:
Были изучены 1159 компетенций, извлеченных из текста вакансий, открытых на цифровых площадках по поиску работы с января 2021 г. по июль 2022 г. включительно. Далее с помощью технологий искусственного интеллекта полученные компетенции объединялись в группы в соответствии с разделом классификатора ESCO «Навыки». При этом учитывались все компетенции, доля которых составляла не менее 0,7 %, а также соблюдалась иерархия компетенций по классификатору ESCO «Навыки». Навыкам специалистов кадровых служб, указанным в резюме и вакансиях, присваивалось кодовое значение (табл. 3).
Таблица 4. Структурная матрица смежности компетенций А / Structural matrix of competence A adjacency
C1 | C2 | C3 | C4 | C5 | C6 | C7 | C8 | C9 | C10 | C11 | C12 | C13 | C14 | C15 | C16 | C17 | C18 | C19 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
C1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C5 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C6 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C7 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C8 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C9 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C10 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C11 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
C12 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
C13 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
C14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
C15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C16 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
C17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
C18 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
C19 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Таблица 5. Матрица достижимости компетенций М / Matrix of competence M attainability
C1 | C2 | C3 | C4 | C5 | C6 | C7 | C8 | C9 | C10 | C11 | C12 | C13 | C14 | C15 | C16 | C17 | C18 | C19 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
C1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C3 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C4 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C5 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C6 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C7 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
C8 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C9 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C10 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C11 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
C12 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
C13 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
C14 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
C15 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
C16 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
C17 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
C18 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
C19 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Из компетенций, выявленных по данным вакансий, формировалась структурная матрица смежности А (А = [аij]19х19), описывающая взаимодействия каждой переменной с другими, что позволило выявить контекстные связи между ними (табл. 4). При этом данные о взаимодействии конвертировались в бинарные значения 0 и 1.
Отметим, что аij в матрице А отражает взаимодействие переменных Сi и Сj .
Если аij = 1 и i≠j, то Сi оказывает прямое влияние на Сj .
Если аij = 0 и i≠j, то Сi не оказывает прямое влияние на Сj.
Затем строилась матрица достижимости М (табл. 5), значения которой определялись с помощью Булевых операций.
По данным матрицы достижимости М формировался достижимый и расширенный набор компетенций при одновременном их распределении по уровням. Для этого матрица М преобразовывалась с помощью итерационного метода с использованием элементарных концепций теории множеств в соответствии с классическими правилами итерации. Все переменные, включенные в данную матрицу, проверялись на соответствие равенству R(Ci) ∧ A(Ci) = R(Ci). В случае совпадения компетенции относились к высшему уровню иерархии (уровень L1) и исключались из дальнейших расчетов. Подобная операция повторялась до определения позиции каждой компетенции.
После того, как были определены уровни каждой компетенции и выстроены коническая матрица (табл. 6) с направленным графом (рис. 1), была сформирована итоговая модель ИСМ.
Направленный граф (рис. 2) отражает взаимодействие навыков и визуализирует направления и последовательность курсов обучения HR-специалистов (траекторию обучения профкомпетентности), а также позволяет сделать следующие выводы:
1. Возможны два направления развития профессиональных компетенций HR-специалистов:
2. Программа обучения специалистов и, соответственно, учебное заведение или обучающие курсы выбираются исходя из недостающих у них навыков («жестких» или «мягких»).
3. Для траектории технического обучения базовыми являются навыки «Работа с большим объемом информации» (C12), «Владение «1С: Предприятие 8. Зарплата и управление персоналом» (C17), «Владение офисными программами (Microsoft office)» (C18), поскольку, оказывая прямое или косвенное влияние на другие факторы, они не испытывают на себе влияние последних. При этом «Ведение деловой документации» (C14), «Составление штатного расписания» (C15), «Администрирование приема, перевода и увольнения сотрудников» (C16), «Автоматизация кадрового документооборота» (C19) являются критическими навыками, потому что играют связующую роль между предыдущими и последующими компетенциями.
Техническое обучение HR-специалистов должно происходить в следующей последовательности:
4. При обучении коммуникативным и деловым способностям базовыми являются навыки «Умение коммуницировать» (C11) и «Работа с большим объемом информации» (C12), а «Работа в команде» (C7), «Обучение и развитие персонала» (C8), «Ведение деловой переписки» (C9), «Управление HR брендом в социальных сетях» (C10), «Адаптация персонала» (C13), «Администрирование приема, перевода и увольнения сотрудников» (C16) и «Автоматизация кадрового документооборота» (C19) являются критическими.
Деловые способности приобретаются специалистами в следующей последовательности:
MICMAC-анализ предназначен для оценки степени зависимости либо потенциала влияния переменных, каждая из которых причисляется к одному из четырех квадрантов (автономные, зависимые, независимые и взаимосвязанные переменные). Для проведения анализа использовалась матрица достижимости компетенций (табл. 5), ячейки которой отражали взаимосвязь двух переменных. В данной матрице проводился подсчет количества переменных, влияющих на каждую компетенцию (по вертикали) и количество переменных, зависящих от каждой компетенции (по горизонтали). С помощью полученных данных строилась матрица перекрестного влияния и зависимости компетенций, где по оси абсцисс откладывались значения зависимости переменной, а по оси ординат – влиния (рис. 3). При этом построение матрицы перекрестного влияния и зависимости компетенций велось по компетенциям С7 – С19, без компетенций С1 – С6, относящихся к верхним уровням.
Таблица 6. Коническая матрица компетенций HR-специалистов / Conical matrix of HR specialist competencies
Уровень / Level | Код переменных / Variable code | Содержание переменных / Content of the variables |
---|---|---|
L1 (верхний) | С1 | Профессиональные компетенции HR |
L2 | C2, C3, C4, C5, C6 | Коммуникация, сотрудничество и творчество, информационные навыки, помощь и забота, управленческие навыки, работа с компьютером |
L3 | C8, C9, C10, C15, C19 | Обучение и развитие персонала, ведение деловой переписки, управление HR брендом в социальных сетях, составление штатного расписания, автоматизация кадрового документооборота |
L4 | C12, C13, C16 | Работа с большим объемом информации, адаптация персонала, администрирование приема, перевода и увольнения сотрудников |
L5 | C7, C14 | Работа в команде, ведение деловой документации |
L6 | C11, C17, C18 | Умение коммуницировать, владение «1С: Предприятие 8. Зарплата и управление персоналом», владение офисными программами (Microsoft office) |
Анализ матрицы перекрестного влияния и зависимости компетенций HR-специалистов показал, что:
В группу приоритетных компетенций HRспециалистов входят только расположенные в верхнем левом квадранте матрицы, поскольку среди всех выявленных лишь они обладают максимальным уровнем влияния.
Для построения DEMATEL-модели были привлечены три эксперта (руководитель и два специалиста HR-отдела IT-компании), которые по 5-балльной шкале устанавливали уровни влияния каждой компетенции на другие попарно (отсутствие влияния – 0 баллов, низкое влияние – 1 балл, среднее влияние – 2 балла, высокое влияние – 3 балла и очень высокое влияние – 4 балла). В матрицу прямых связей вносились усредненные значения уровней влияния компетенций по экспертным оценкам (табл. 7).
Таблица 7. Матрица прямых связей компетенций HR-специалистов, баллы / Matrix of direct links of HR specialist competencies, points
C7 | C8 | C9 | C10 | C11 | C12 | C13 | C14 | C15 | C16 | C17 | C18 | C19 | Итого | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С7 | 0,00 | 3,33 | 1,67 | 1,33 | 3,33 | 1,33 | 2,67 | 0,00 | 0,33 | 2,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 16,00 |
С8 | 2,00 | 0,00 | 0,00 | 0,67 | 2,00 | 0,33 | 2,67 | 0,33 | 0,00 | 2,33 | 0,33 | 0,00 | 0,00 | 10,67 |
С9 | 2,00 | 0,67 | 0,00 | 3,00 | 1,67 | 1,00 | 1,00 | 1,33 | 1,00 | 0,33 | 0,00 | 0,67 | 0,00 | 12,67 |
С10 | 0,67 | 1,00 | 1,00 | 0,00 | 2,00 | 0,67 | 0,67 | 0,00 | 0,00 | 0,33 | 0,00 | 0,33 | 0,00 | 6,67 |
С11 | 4,00 | 4,00 | 4,00 | 3,67 | 0,00 | 0,33 | 3,67 | 0,33 | 0,67 | 3,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 23,67 |
С12 | 0,33 | 0,33 | 0,67 | 0,67 | 0,00 | 0,00 | 0,33 | 0,67 | 1,00 | 0,67 | 0,67 | 0,67 | 2,00 | 8,00 |
С13 | 1,33 | 1,67 | 0,00 | 0,33 | 1,00 | 0,67 | 0,00 | 0,33 | 0,00 | 0,67 | 0,00 | 0,00 | 1,00 | 7,00 |
С14 | 0,00 | 1,33 | 1,67 | 0,33 | 0,33 | 1,00 | 1,67 | 0,00 | 3,33 | 3,33 | 1,67 | 1,67 | 2,67 | 19,00 |
С15 | 0,33 | 0,00 | 0,33 | 0,00 | 0,33 | 2,33 | 0,33 | 2,00 | 0,00 | 0,00 | 0,33 | 0,67 | 1,33 | 8,00 |
С16 | 0,67 | 0,33 | 0,67 | 0,67 | 0,67 | 1,33 | 0,33 | 1,67 | 0,67 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 3,00 | 10,00 |
С17 | 0,00 | 0,00 | 0,67 | 0,00 | 0,00 | 2,00 | 0,00 | 2,67 | 1,67 | 3,33 | 0,00 | 1,33 | 3,00 | 14,67 |
С18 | 0,00 | 0,00 | 2,00 | 0,33 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 4,00 | 2,33 | 2,00 | 0,67 | 0,00 | 2,33 | 13,67 |
С19 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 1,00 | 0,00 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,00 | 1,00 | 0,00 | 3,00 |
Итого | 11,33 | 12,67 | 12,67 | 11,00 | 11,33 | 12,00 | 13,33 | 13,67 | 11,33 | 18,33 | 3,67 | 6,33 | 15,33 | - |
Далее проводилась нормализация матрицы прямых отношений: определялась сумма влияния каждой компетенции на другие (по горизонтали) и сумма зависимости (по вертикали). На максимальное из полученных значений (23,67 баллов) производилось деление всех значений матрицы прямых отношений. Затем формировалась матрица общих взаимосвязей путем умножения нормализованной матрицы прямых отношений на единичную матрицу (табл. 8).
Следующей по порядку выстраивалась диаграмма причинно-следственных связей компетенций, для построения которой определялись значения параметров d и r, характеризующих суммы строк (d) и столбцов (r) значений для каждой компетенции в матрице общих взаимосвязей (табл. 9).
В табл. 9 значение (d + r) указывает на важность фактора: чем больше его показатель, тем больше связь между ним и другими факторами. Значение (d – r) указывает степень влияния данного фактора на другие. Фактор, имеющий положительное значение (d – r), относится к причинным, поскольку он не только изменяется первым, но и вызывает изменения у других факторов. Фактор же, имеющий отрицательное значение, меняется под влиянием причинных факторов и относится к следственным. При построении диаграммы причинно-следственных связей компетенций в качестве осей координат выступают показатели (d + r) – ось абсцисс, (d – r) – ось ординат (рис. 4).
К причинным факторам (наиболее влиятельным и важным в данной профессии) отнесены «Работа в команде» (C7), «Ведение деловой переписки» (C9), «Умение коммуницировать» (C11), «Ведение деловой документации» (C14), «Владение «1С: Предприятие 8. Зарплата и управление персоналом» (C17), «Владение офисными программами (Microsoft office)» (C18); в качестве следственных факторов выявлены: «Обучение и развитие персонала» (C8), «Управление HR брендом в социальных сетях» (C10), «Работа с большим объемом информации» (C12), «Адаптация персонала» (C13), «Составление штатного расписания» (C15), «Администрирование приема, перевода и увольнения сотрудников» (C16), «Автоматизация кадрового документооборота» (C19); фактором, обладающим максимальной силой воздействия на остальные, является компетенция «Умение коммуницировать» (C11), значение которой (d + r) составило 18,37. Данный навык первостепенен для эффективного исполнения обязанностей специалиста кадровой службы, а также обязателен при разработке программ обучения. Второй по важности компетенцией является «Ведение деловой документации» (C14) - 16,06, третьей – «Работа в команде» (C7) – 14,51.
Что касается рейтинга важнейших компетенций, то он оказался следующим:
Что касается приоритетности следственных компетенций, то она выглядит следующим образом: C8 > C16 > (C12, C15) > C13 > C10 > C19.
Таблица 8. Матрица общих взаимосвязей компетенций HR-специалистов / Matrix of general relationships of HR specialist competencies
C7 | C8 | C9 | C10 | C11 | C12 | C13 | C14 | C15 | C16 | C17 | C18 | C19 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С7 | 0,60 | 0,64 | 0,65 | 0,65 | 0,60 | 0,67 | 0,66 | 0,64 | 0,67 | 0,66 | 0,66 | 0,66 | 0,67 |
С8 | 0,42 | 0,41 | 0,43 | 0,44 | 0,40 | 0,44 | 0,44 | 0,43 | 0,44 | 0,44 | 0,43 | 0,44 | 0,45 |
С9 | 0,51 | 0,51 | 0,50 | 0,52 | 0,49 | 0,52 | 0,52 | 0,52 | 0,52 | 0,52 | 0,52 | 0,52 | 0,53 |
С10 | 0,25 | 0,27 | 0,27 | 0,27 | 0,26 | 0,28 | 0,27 | 0,27 | 0,28 | 0,27 | 0,28 | 0,28 | 0,28 |
С11 | 0,93 | 0,95 | 0,95 | 0,97 | 0,85 | 0,98 | 0,97 | 0,94 | 0,99 | 0,98 | 0,97 | 0,97 | 1,00 |
С12 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,32 | 0,32 | 0,33 | 0,31 | 0,33 | 0,32 | 0,31 | 0,31 | 0,34 |
С13 | 0,28 | 0,28 | 0,28 | 0,29 | 0,27 | 0,29 | 0,28 | 0,28 | 0,29 | 0,28 | 0,28 | 0,29 | 0,29 |
С14 | 0,76 | 0,78 | 0,78 | 0,79 | 0,75 | 0,78 | 0,79 | 0,73 | 0,79 | 0,78 | 0,75 | 0,76 | 0,79 |
С15 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,32 | 0,32 | 0,32 | 0,31 | 0,32 | 0,33 |
С16 | 0,41 | 0,41 | 0,41 | 0,42 | 0,40 | 0,41 | 0,41 | 0,40 | 0,40 | 0,39 | 0,39 | 0,39 | 0,42 |
С17 | 0,60 | 0,60 | 0,60 | 0,61 | 0,59 | 0,60 | 0,61 | 0,57 | 0,59 | 0,59 | 0,55 | 0,57 | 0,61 |
С18 | 0,56 | 0,57 | 0,56 | 0,57 | 0,55 | 0,55 | 0,57 | 0,53 | 0,56 | 0,55 | 0,52 | 0,51 | 0,57 |
С19 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 |
Таблица 9. Данные для построения диаграммы причинно-следственных связей компетенций / Data for constructing a diagram of cause-and-effect relationships of competencies
d | r | d+r | d-r | |
---|---|---|---|---|
С7 | 8,42 | 6,09 | 14,51 | 2,32 |
С8 | 5,61 | 6,21 | 11,82 | -0,61 |
С9 | 6,69 | 6,20 | 12,89 | 0,49 |
С10 | 3,52 | 6,32 | 9,84 | -2,80 |
С11 | 12,45 | 5,92 | 18,37 | 6,53 |
С12 | 4,22 | 6,29 | 10,51 | -2,07 |
С13 | 3,68 | 6,30 | 9,98 | -2,62 |
С14 | 10,01 | 6,04 | 16,06 | 3,97 |
С15 | 4,22 | 6,29 | 10,51 | -2,07 |
С16 | 5,26 | 6,23 | 11,49 | -0,97 |
С17 | 7,69 | 6,10 | 13,79 | 1,59 |
С18 | 7,18 | 6,13 | 13,31 | 1,04 |
С19 | 1,59 | 6,41 | 7,99 | -4,82 |
Для определения первостепенных компетенций кадровиков, наиболее влияющих на результативность их деятельности, анализировались и сравнивались независимые элементы матрицы перекрестного влияния MICMAC-анализа и причинные факторы диаграммы причинно-следственных связей модели DEMATEL. Навыки, являющиеся указанными факторами при MICMAC-анализе и в модели DEMATEL, были включены в ядро компетенций (рис. 5).
Таким образом, основополагающими навыками специалиста кадровой службы организации Республики Беларусь и формирующими ядро компетенций являются (по степени важности): «Умение коммуницировать» (C11), «Ведение деловой документации» (C14), «Работа в команде» (C7), «Владение «1С: Предприятие 8. Зарплата и управление персоналом» (C17), «Владение офисными программами (Microsoft office)» (C18).
В результате проведенных исследований, основывающихся на ИСМ, MICMAC и DEMATEL-анализе, установлено, что для формирования ключевых компетенций специалистов кадровых служб организаций Республики Беларусь необходимы навыки коммуницирования, ведения деловой документации, командной работы, владения программами «1С: Предприятие 8. Зарплата и управление персоналом» и Microsoft office. Указанным навыкам, формирующим ядро компетенций HR-специалистов, должны быть в обязательном порядке обучены сотрудники кадровых служб.
Практическое применение результатов исследований заключается в обеспечении обоснованности организации обучения и переподготовки кадров, а также траектории профессионального развития при выявлении дисбаланса между ключевыми компетенциями, востребованными рынком труда, и имеющимися у специалистов. Результаты исследования рекомендуются для внесения в секторальную рамку квалификаций в сфере управления персоналом и профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом, которые на данном этапе формируются в Республике Беларусь.
Полученные данные по определению ядра компетенций HR-специалистов и траектории их профессионального развития могут быть использованы научными работниками, занимающимися исследованиями рынка труда, учреждениями образования, при составлении программ обучения и курсов повышения квалификации специалистов по управлению персоналом, организациями при разработке программ развития сотрудников и специалистами кадровых служб для личностного роста и саморазвития.
Ирина Николаевна Калиновская – кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Витебского государственного технологического университета, г. Витебск, Республика Беларусь
Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.