12.10.2022
12.10.2022
В статье представлены основные результаты исследования Центра развития профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по определению востребованных профессий квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Рассматривается история формирования профессий рабочих и специалистов среднего звена; выявлены факторы, обусловливающие необходимость модернизации перечней среднего профессионального образования; определены основные критерии идентификации профессий как относительно самостоятельных видов профессиональной деятельности; сформирована модель выявления востребованности профессий и определены ее ключевые параметры; проанализирована целесообразность использования опросного метода в качестве базового источника актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессии».
Исследование проводилось в режиме онлайн-анкетирования, целевой аудиторией которого выступили руководители и специалисты по управлению персоналом, представляющие коммерческие и некоммерческие организации, объединения работодателей или близкие по задачам структуры (СРО, ТПП и др.), объединения профсоюзов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательные, научные организации и иные заинтересованные учреждения. Среди основных критериев востребованности профессий рассматривались: массовая потребность в работниках определенных профессий; потребность в работниках, играющих ключевую роль в обеспечении технологических процессов, бизнес-процессов и других направлений деятельности, но не обязательно имеющую массовый характер; потребность в работниках, необходимых для обеспечения деятельности предприятия и в которых предприятие испытывает недостаток (профессии не играют ключевую роль и потребность в них не имеет массового характера).
Полученные данные будут учтены при актуализации материалов ГИР «Справочник профессий» и при формировании предложений по внесению изменений в перечень профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров в рамках среднего профессионального образования и профессионального обучения. Результаты работы будут способствовать совершенствованию инструментов сбора данных в рамках мониторинга профессионально-квалификационной структуры рынка труда, а также определения векторов развития национальной системы квалификаций, что позволит систематизировать подходы к разработке (актуализации) профессиональных стандартов и требования к профессиональной деятельности, квалификации работников.
Тенденции и скорость развития современного рынка труда, появления технологий и инноваций интенсифицируют одну из наиболее острых проблем современной системы образования и обучения – проблему подготовки квалифицированных кадров, которая охватывает все уровни профессионального образования и профессионального обучения в России. Данный факт, в свою очередь, актуализирует необходимость формирования гибких инструментов реагирования системы профессионального образования на преобразование профессионально-квалификационной структуры предприятий и организаций, а также изменение содержания труда и требований к квалификации работников. В связи с этим представляется обоснованным рассмотрение истории формирования профессий рабочих и специалистов среднего звена; анализ факторов, обусловливающих необходимость модернизации перечней среднего профессионального образования, и целесообразность использования опросного метода в качестве базового источника актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессии» (далее – ГИР «Справочник профессий»). При этом последний должен интерпретироваться не только в качестве зеркала современного рынка труда, отражающего востребованные и перспективные (новые) профессии, но и в качестве фундамента для совершенствования перечней среднего профессионального образования и профессионального обучения.
Проанализируем кратко вопрос о важных нормативных правовых актах – перечнях профессий и специальностей, по которым осуществлялась подготовка кадров соответствующего уровня в профессиональных учебных заведениях (профтехучилищах, техникумах).
Подготовка обучаемых профессиям рабочих в профессионально-технических училищах в СССР осуществлялась на основании нормативных правовых актов, утверждающих соответствующие перечни. В качестве примера можно привести приказ Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию от 10 июля 1987 г. № 105 «О переходе на новый перечень профессий для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах».
В качестве другого примера назовем постановление Госкомтруда СССР от 2 сентября 1977 г. № 288 «О перечне профессий рабочих высших разрядов, которым по уровню квалификации требуется среднее специальное образование». Заметим, что в этом постановлении был упомянут НИИ труда, которому поручалось при подготовке уточненного Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) предусмотреть в тарифно-квалификационных характеристиках по перечню и тарифным разрядам, указанным в приложении, требование наличия среднего специального образования. Естественно, это нашло отражение и в соответствующих перечнях профессий для подготовки рабочих.
В России статус и структура перечня профессий для подготовки рабочих в профессиональных образовательных организациях претерпели существенные изменения на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1994 г. № 174 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования» и от 23 апреля 1994 г. № 384, утвердившего перечень профессий и специальностей начального профессионального образования (далее – Перечень).
Указанный перечень стал относиться к документам государственного стандарта начального профессионального образования, что нашло свое отражение в приказе Министерства образования Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 215 «О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования».
Целесообразно более подробно остановиться на подходах к формированию именно этого перечня и его содержания, отраженных в приложениях 1 и 2 к вышеуказанному приказу, поскольку отдельные положения вновь в той или иной мере актуальны в настоящее время.
Перечень являлся частью Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (далее – ГОС НПО). В него были включены профессии по отраслевому принципу, подготовка по которым определялась и регулировалась требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Таким образом, Перечень являлся нормативным документом федерального уровня, который содержал наименование профессий и основных специальностей рабочих и служащих с указанием ступеней квалификации, минимальных сроков получения НПО для различных категорий выпускников общеобразовательной школы и при половозрастных ограничениях. Заметим, что под ступенью квалификации понимался этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражавший объем и соотношение общего и профессионального образования и завершаемый получением соответствующего документа об образовании. Всего было выделено пять ступеней квалификации, причем профессии и специальности НПО федерального перечня ранжировались в основном на уровне 2-й и 3-й ступеней квалификации. В то же время в Перечень были также включены особо сложные профессии, получение которых соответствовало 4-й ступени квалификации. Для овладения такими профессиями было необходимо среднее (полное) общее образование, а также некоторые профессиональные знания на уровне среднего профессионального образования (специалистов среднего звена).
Важно подчеркнуть, что наименования основных специальностей в Перечне соответствовали классификатору профессий рабочих и должностей служащих, введенному в СССР в действие с 1 января 1987 г.
В целом структура Перечня соответствовала укрупненным направлениям и видам хозяйственной деятельности, он включал (по отраслевому принципу) профессии, отражавшие на тот период потребности экономики. В целях расширения профиля подготовки, унификации учебно-программной документации и усиления социальной защиты рабочих и служащих в условиях конкуренции на рынке труда большая часть профессий Перечня являлась интегрированной, объединяющей основные специальности (выделим это особо) по технико-технологическим параметрам, трудовым функциям либо по обоим этим признакам.
Перечень являлся открытым документом и при необходимости мог быть в установленном порядке дополнен новыми профессиями или специальностями соответственно на федеральном и региональном уровнях.
Отметим, что присвоение конкретных разрядов, классов, категорий и т.п. (т.е. по принятой в то время терминологии конкретных уровней квалификации) производилось не по всем специальностям, входящим в профессию, а только по тем, которые были освоены в процессе обучения. При этом количество осваиваемых рабочих специальностей определялось требованиями заказчика на подготовку кадров (работодателя) и пожеланиями самого обучаемого.
Еще раз подчеркнем, что Перечень являлся составной частью ГОС НПО и утверждался Правительством Российской Федерации.
Следующий перечень профессий начального профессионального образования был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. № 1362. Структура этого перечня состояла из: наименования профессии НПО; наименования профессии и должности служащих согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94); нормативного срока освоения образовательных программ НПО. Половозрастные ограничения были исключены из структуры данного перечня, который уже на являлся составной частью ГОС НПО.
На смену этому перечню пришел перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354 (с изменениями и дополнениями).
Федеральным законом № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был введен новый уровень профессионального образования – среднее профессиональное, которое имеет две составляющие: 1) подготовка квалифицированных рабочих (ранее трактовалась как начальное профессиональное образование); 2) подготовка специалистов среднего звена.
Исходя из этого приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 был утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Структура перечня профессий состоит из следующих граф (полей): а) коды укрупненных групп профессий, коды профессий; б) наименования укрупненных групп профессий, наименования профессий; в) квалификация(-и) квалифицированного рабочего и служащего (структура перечня специальностей СПО аналогична).
Подготовка специалистов среднего звена осуществлялась в СССР в средних специальных учебных заведениях на основании нормативных правовых актов, утверждающих соответствующие перечни специальностей (аналогично перечням профессий рабочих).
В России подходы к перечню специальностей, так же как и к перечню профессий, изменились, однако есть определенные отличия.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25 мая 1994 г. № 4 был утвержден государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части классификатора специальностей среднего профессионального образования. Этот классификатор определялся как систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.
Далее было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 387 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования». В соответствии с этим постановлением Правительство Российской Федерации 18 августа 1995 г. утвердило государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, в котором в том числе были установлены нижеперечисленные общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образования:
Классификатор действовал с 1994 по 2001 г., а в 2001 г. был утвержден новый классификатор специальностей СПО, в котором насчитывалось 254 специальности, объединенные в 29 профессиональных групп.
Затем приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355 (с изменениями и дополнениями) был утвержден перечень специальностей среднего профессионального образования, а далее приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2009 г. № 835 было установлено соответствие специальностей СПО вышеназванного перечня специальностям СПО, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОК 009-2003).
И, наконец, после принятия Федерального закона № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» упомянутым ранее приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 был утвержден перечень специальностей среднего профессионального образования, структура которого, как и у перечня профессии рабочих, состоит из следующих граф (полей): а) коды укрупненных групп специальностей, коды специальностей; б) наименования укрупненных групп специальностей, наименования специальностей; в) квалификация(-и) специалиста среднего звена.
Для выявления и обоснования необходимости модернизации перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования целесообразно проанализировать ряд основных, базовых положений, связанный с формированием этих перечней.
Прежде всего следует назвать профессионально-квалификационную сферу как составную часть сфер труда и профессионального образования, которая представляет собой совокупность профессий (специальностей) и квалификаций (профессиональных квалификаций) во всех взаимосвязях и проявлениях. Профессионально-квалификационная сфера, являясь рамочным понятием, находит формализованное, зависящее от цели отражение в исследуемых перечнях профессий и специальностей СПО, а также в ГИР «Справочник профессий», профессиональных стандартах, федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) среднего профессионального образования, едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и других актах.
При этом основой формирования перечней профессий и специальностей СПО является профессионально-квалификационная структура труда, которая объективно отражает уровень развития производства, сферы услуг, сферы труда в целом. Изменения в профессионально-квалификационной структуре труда влекут за собой изменения и в структуре среднего профессионального образования, поэтому, по сути, структура СПО является отражением двух «полей деятельности» – квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
В свою очередь, профессионально-квалификационная структура труда как таковая зависит от общественного разделения труда как достаточно объективного социально-экономического явления, исторически сложившегося в обществе, которое предполагает наличие множества содержаний труда, видов профессиональной деятельности, выполняемых различными работниками, в данном случае – квалифицированными рабочими и специалистами среднего звена. Указанное разделение труда объединено рядом общих категорий и дифференцировано по ряду общих признаков, это также находит отражение в современных документах: системе профессиональных стандартов, ГИР «Справочник профессий», а также в действующих ОКПДТР, ЕТКС и т.д.
Общественное разделение труда в рамках различных профессий (в широком смысле этого слова) определяет разную степень дифференцированности по различным признакам: так, например, применительно к специалистам среднего звена речь идет об отраслевом признаке (техник-строитель, техник-электрик, авиатехник и т.д.); о месте, занимаемом работником в производственном цикле (техник-технолог, техник-механик и т.д.); об уровне обученности – квалификации (станочник, техник-технолог, инженер-технолог).
При этом в сферах труда и образования в понятие специальности вкладывается различный смысл. В упомянутом ранее ГОС СПО специальность трактовалась как совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение соответствующего класса профессиональных задач, возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. В настоящее время специальность определяется как относительно устойчивый, функционально обособленный в рамках разделения труда подвид профессиональной деятельности. Это понятие используется для классификации образовательных программ СПО [1]. Наименование же специальностей содержится в соответствующем перечне, утвержденном приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199, приложение.
В перечне находит отражение система общественного разделения труда:
Особо следует отметить, что при формировании специальностей СПО и соответствующего перечня следует опираться на функционально-предметный подход, вытекающий из сущности профессиональной деятельности специалистов среднего звена. Здесь первое место занимает профессиональная (трудовая) функция, второе – предмет труда, на который обращена профессиональная деятельность специалиста этого уровня. Класс профессиональных задач, подготовка к решению которых осуществляется в рамках основных профессиональных образовательных программ СПО, носит часто алгоритмический характер.
Для категории же квалифицированных рабочих наиболее характерно профессиональное и отраслевое разделение труда. В то же время для новых профессий рабочих, возникающих по мере развития наукоемких, информационных, цифровых технологий, важно не столько мастерство, сколько способность и готовность решать интеллектуальные задачи.
В целом на современном этапе в процессе цифровой трансформации информационные технологии, робототехника, автоматика, искусственный интеллект меняют профессионально-квалификационную структуру труда, его характер и содержание труда. В сфере труда можно наблюдать достаточно объективные, проявляющиеся по мере их развития тенденции: исчезают устаревшие профессии и появляются новые; меняется содержание труда в рамках сохраняющихся профессий. Заметим, что к устаревающим относят не только многовековые, устоявшиеся профессии, но и сравнительно новые, но уже начинающие исчезать под давлением информационных, цифровых технологий [1].
При этом в различных отраслях технологические изменения распространяются с разной скоростью и разной степенью интенсивности. В одних отраслях, областях профессиональной деятельности ситуация меняется медленно (высшее образование, химия, сталь, газ), в других быстрее (здравоохранение, транспорт, энергетика, потребительские товары и др.), в некоторых – очень быстро (высокие технологии, страхование, банкинг, телеком, медиа, оборона, космос и др.) [2]. Естественно, это вызывает необходимость модернизации перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования. Следует заметить, что влияние цифровизации на отдельные профессии выглядит в прогнозах специалистов противоречиво. Так, считается, что примерно 43% ныне действующих профессий перестанут существовать к 2030–2035 гг. [3], в ближайшие 10 лет будет потеряно 26,5 млн текущих рабочих мест и приобретено 20 млн новых, но с другими требованиями.
В любом случае модернизация перечней профессий и специальностей СПО на всех этапах их развития включает в себя, как отмечалось, открытие новых профессий, специальностей, закрытие устаревших, отмирающих, интеграцию и дифференциацию профессий и специальностей, существенное изменение содержания.
По информации Минобрнауки России (основанной на данных формы федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2016 г. № 471) имеется целый ряд профессий и специальностей СПО, по которым в течение трех последних лет были нулевые показатели приема в профессиональные образовательные организации. В ряде случаев отсутствие приема может быть связано с практическим отсутствием вакансий как одной из опосредованных форм потребности в кадрах (аппаратчик сахарного производства, мастер народных художественных промыслов, технология разделения изотопов, технология кинофотоматериалов и магнитных носителей и др.).
В то же время по отдельным профессиям и специальностям СПО и соответствующим им квалификациям имелось достаточно значимое количество вакансий, а прием был нулевым (монтажник оборудования радио- и телефонной связи – около 5 тыс. вакансий; наладчик деревообрабатывающего оборудования – более 1 тыс.; пивовар – более 2,5 тыс.; судостроитель-судомонтажник неметаллических судов – более 700 и т.д.). Не вдаваясь в глубокий анализ этой ситуации, отметим, что в той или иной мере это должно быть учтено при модернизации перечней профессий и специальностей СПО в части их номенклатуры (наименований).
Говоря о модернизации самих перечней, подчеркнем следующее. Во-первых, предлагается обновленный состав укрупненных групп профессий и специальностей СПО, сопряженный с классификатором областей и видов профессиональной деятельности реестра профессиональных стандартов. По мнению авторов подхода, желательно добиться максимального совпадения состава и наименований укрупненных групп системы классификации в СПО и состава и наименований областей профессиональной деятельности (ОПД) реестра профессиональных стандартов.
Во-вторых, целесообразно выделять наименования квалификаций выпускников основных профессиональных образовательных программ СПО (широкую квалификацию по образованию) и наименования квалификаций из Реестра квалификаций, разработанных на основе профессиональных стандартов, иных квалификационных справочников сферы труда (в случае отсутствия профессиональных стандартов) с указанием уровня квалификации. Это даст возможность через перечни фиксировать те новые сигналы, которые дает рынок труда, поскольку большинство таких сигналов выражается, как правило, на языке квалификаций, а не профессий и специальностей.
В-третьих, целесообразно пока (до полной возможной отмены ЕТКС, ЕКС, иных нормативно-правовых актов) сохранить в перечнях графу с наименованиями профессий рабочих, должностей служащих согласно вышеназванным актам с указанием соответствующих разрядов, классов, категорий.
В принципе, возможен формат модернизированных перечней СПО, состоящих из двух составляющих: относительно устойчивый во времени перечень, содержащий номенклатуру профессий и специальностей, и широкие квалификации по образованию (этот перечень утверждается приказом Министерства просвещения РФ); регулярно актуализируемый цифровой ресурс, содержащий наряду с указанной выше номенклатурой наименования квалификаций из соответствующего реестра, разработанного, как отмечалось выше, на основе профессиональных стандартов.
Таким образом, можно сделать вывод, что имеют место как формальные, так и существенные причины, обусловливающие необходимость модернизации перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования.
В 2019 г. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России проведен опрос организаций в целях актуализации перечня профессий рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда (далее – профессии, перечень). Исследование проводилось в режиме онлайн-анкетирования, целевой аудиторией которого выступили руководители и специалисты по управлению персоналом, представляющие коммерческие и некоммерческие организации, объединения работодателей или близких по задачам структур (саморегулируемых организаций, отделений торгово-промышленной палаты и др.), объединения профсоюзов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательные, научные организации и иные заинтересованные учреждения.
Опрос организаций и предприятий реального сектора экономики является одним из базовых механизмов обновления содержания государственного информационного ресурса «Справочника профессий», который обеспечивает анализ изменений в структуре и содержании видов профессиональной деятельности, а также способствует выявлению принципиально новых видов занятости и профессиональной деятельности на рынке труда. Вместе с тем он может быть использован в более широких целях, в том числе для актуализации перечня профессий СПО.
Ввиду отсутствия общепринятой дефиниции термина «профессия», его разнообразной трактовки в зависимости от сферы применения (в нормативно-правовых актах, на бытовом уровне, в образовании и науке) одной из приоритетных задач на подготовительном этапе исследования стало формирование рабочего определения данного понятия и установление критериев востребованности профессий.
Опираясь на подход, используемый при формировании Справочника профессий в 2015 г. [4], и учитывая ограничения по уровню необходимого образования, под профессией рассматривался относительно устойчивый, функционально обособленный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий наличия комплекса компетенций, которые приобретаются в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования или в процессе труда (практического опыта). Отсюда для выявления профессий в многообразии профессиональной (трудовой) деятельности было выделено три ключевых параметра:
Наряду с установлением перечня востребованных профессий одной из задач исследования стало выявление новых профессий и квалификаций, возникновение которых в среднесрочной перспективе детерминировано появлением принципиально новых технологий, производственных (бизнес) процессов и т.п. При этом было уточнено, что совершенно новые квалификации могут возникать как в рамках новых, так и уже существующих профессий.
Таким образом, объектом исследования стала совокупность существующих профессий (видов профессиональной деятельности), имеющих общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда), а также профессии, появление которых ожидается в среднесрочной перспективе. Основной фокус внимания в рамках исследования был направлен на выделение совокупности профессий (видов профессиональной деятельности) и профессиональных групп (т.е. профессиональной структуры) и соответствующих им уровней квалификации (т.е. квалификационной структуры).
Для достижения поставленных задач опроса именно:
Следует отметить, что критерии идентификации востребованных профессий в рамках опроса не были ограничены предложенным списком. Респонденты могли предложить свои варианты наименований профессий и причин их востребованности. Вышеуказанные задачи нашли отражение в содержании исследовательского инструментария, направленного на уточнение востребованных и новых профессий, квалификаций для обеспечения удовлетворения спроса предприятий (организаций) в таких работниках. В основу анкеты положен перечень профессий из Справочника профессий, требующих в различных образовательных траекториях наличия среднего профессионального образования и/или профессионального обучения.
Исследование востребованных профессий проводилось в течение полутора месяцев, территориальный охват составил 100% субъектов Российской Федерации, количество организаций, принявших участие в исследовании – 26 900, которые в совокупности заявили 32 964 профессии (с учетом дублирования наименований). Полученные в ходе опроса данные имели тенденцию смещения, поскольку участие в исследовании профессий, отвечающих запросам современного рынка труда, носило добровольный характер, и, как следствие, его результаты зависят от активности отдельных участников исследования. Учитывая основную цель и задачи опроса, был применен апостериорный вариант квотной выборки. В качестве основных признаков выборочной совокупности, которые коррелируют с изучаемыми переменными, было отобраны распределение предприятий и организаций по федеральным округам Российской Федерации и по видам экономической деятельности (согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности – ОКВЭД-2).
Базовой задачей исследования стало выделение перечня профессий рабочих и специалистов среднего звена, наиболее востребованных на рынке труда, что определило территориально-отраслевой масштаб его проведения. Наибольшую активность в исследовании проявили организации численностью от 16 до 100 человек (37,3%), а доля организаций и предприятий до 100 человек превысила половину опрошенных (56,5%), что не в полной мере отражает реальную экономическую ситуацию в части пропорций малых предприятий в общей структуре. В Российской Федерации в общей сложности насчитывается более 99% предприятий с численностью работников до 100 человек и всего 0,9% средних и крупных предприятий с численностью работников от 100 человек. При пропорциональном представительстве в выборке крупных, средних, малых предприятий исследование фактически сводится к обследованию малых, поэтому данные в отношении предприятий, имеющих численность до 100 человек, будут проанализированы дополнительно.
По результатам обработки данных был сформирован скорректированный перечень профессий, включающий 1075 наименований из 37 областей профессиональной деятельности. Опрос показал, что наиболее востребованными являются профессии из сферы сервиса и оказания услуг населению (18,2%), транспорта (10,3%), образования и науки (7,7%), сквозных видов профессиональной деятельности (5,8%), административно-управленческой и офисной деятельности (5,7%) и жилищно-коммунального хозяйства (5,2%), социального обслуживания (5,1%). В совокупности профессии данных областей профессиональной деятельности составляют около 60 % из всех предложений организаций.
Распределение работников от общей численности занятых свидетельствует о том, что доля работников по востребованным профессиям на предприятиях не столь велика. Менее 0,1% работников по данным профессиям составляют на предприятиях около 19%, менее 1% – 33,8%, менее 10% – 54,7%. Лишь у 25% предприятий текущая численность работников по профессиям, отнесенным к востребованным, составляет более 40%. Так, 65% организаций сообщили, что текущая потребность в работниках востребованных профессий составляет до 10%, из них у 24,2% данная потребность находится на уровне менее 0,1%. Острый дефицит работников востребованных профессий, а именно более 50% от общей численности занятых на является ее роль в обеспечении технологических предприятии, испытывают 9,5% организаций. Отсюда представляется обоснованным вывод, что одним из основных факторов востребованности профессии на предприятии является ее роль в обеспечении технологических процессов, бизнес-процессов и других направлений деятельности.
Анализируя востребованные профессии, которые можно отнести на основе данных опроса к массовым, следует отметить, что только 19,5% предприятий указало, что доля работников по отмеченным профессиям превышает 50% от общей численности занятых в организации. При этом только 9,5% организаций испытывают текущую потребность в работниках востребованных профессий более 50%. К профессиям, относящимся к первой группе (ключевые профессии), можно отнести делопроизводителя, специалиста по закупкам (контрактного управляющего), повара, бухгалтера, юриста и др. К группе массовых профессий – фармацевта, педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, продавца-кассира и др. Следует отметить, что ряд профессий, например юрист, повар, продавец-кассир, могут быть отнесены одновременно к обеим группам в зависимости от размера и специфики предприятий.
Исследование показало, что основными факторами востребованности профессий на предприятиях являются текучесть кадров (43,5%) и расширение производства, получение новых заказов (20,6%). Технико-технологические факторы, такие как модернизация производства, внедрение новых технологий и освоение новых продуктов, в совокупности составили менее 30%, что свидетельствует об относительно невысокой инновационной активности предприятий страны, которая детерминирует процессы внедрения технологий и изменения содержания профессиональной деятельности работников. Помимо этого, важно отметить большой объем социально-экономических причин, обусловливающих спрос на работников востребованных профессий, прежде всего в непроизводственном секторе. Так, среди причин востребованности профессий респонденты указывали недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень заработной платы, выбытие персонала по причине выхода на пенсию или в декретный отпуск, отсутствие социальной инфраструктуры и удаленность от районных центров, что в совокупности снижает привлекательность профессиональной деятельности среди потенциальных работников.
Опрос показал, что среди работодателей наиболее востребованными профессиями, предполагающими наличие профессионального обучения или среднего профессионального образования, являются профессии продавца-кассира (5,6%) и повара (4,9%). При этом необходимо отметить, что требования к образованию для выполнения обязанностей продавца-кассира нуждаются в уточнении, после которого будет принято решение о целесообразности включения данной профессии в рейтинг востребованных профессий, а также в государственный информационный ресурс «Справочник профессий». Кроме того, данная профессия является единственной не включенной в Справочник профессий среди видов профессиональной деятельности, попавших в список десяти наиболее востребованных.
Следующее по популярности место заняли представители сферы образования и юриспруденции, а именно педагоги профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (3,2%) и юристы (2,8%). Также в топ-10 (табл. 1) вошли специалисты по социальной работе, специалисты по закупкам, педагоги дополнительного образования детей и взрослых, медицинские сестры, делопроизводители, бухгалтеры, педагоги-дефектологи. При выделении видов профессиональной деятельности предметное поле исследования было ограничено требованиями к уровню образования: наличие в различных образовательных траекториях среднего профессионального образования и/или профессионального обучения. Как следствие, в рейтинге частично присутствуют профессии, реализация которых также может подразумевать наличие высшего образования в качестве одной из траекторий получения знаний и умений в рамках вида профессиональной деятельности.
Проводя дополнительно анализ потребностей организаций с численностью занятых до 100 человек, важно отметить, что рейтинг востребованных профессий и областей профессиональной деятельности среди данных предприятий имеет некоторые отличия (табл. 2). Четыре области профессиональной деятельности присутствуют в обоих рейтингах, однако занимают различные места: образование и наука (1-е место – 36,6%), сервис, оказание услуг населению (2-е место – 7%), социальное обслуживание (3-е место – 6,5%) и транспорт (6-е место – 4,5%). На четвертом и пятом местах находятся культура и искусство (5,3%) и сельское хозяйство (4,7%) соответственно.
Таблица 1. Топ-10 востребованных профессий в Российской Федерации / Top-10 occupations in demand in the Russian Federation
Наименование профессии | Область профессиональной деятельности | Образование (СПО/ПО) |
Количество упоминаний |
Продавец-кассир | Сервис, оказание услуг населению | Необходимо уточнение | 980 |
Повар | Сервис, оказание услуг населению | ПО и СПО | 862 |
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования | Образование и наука | СПО и/или ВО | 557 |
Юрист | Юриспруденция | СПО и/или ВО | 488 |
Специалист по социальной работе | Социальное обслуживание | СПО и/или ВО | 483 |
Специалист по закупкам (контрактный управляющий) | Административно-управленческая и офисная деятельность | СПО и/или ВО | 384 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых | Образование и наука | СПО и/или ВО | 343 |
Медицинская сестра | Здравоохранение | СПО | 312 |
Делопроизводитель | Административно-управленческая и офисная деятельность | СПО | 297 |
Бухгалтер | Финансы и экономика | СПО и/или ВО | 241 |
Педагог-дефектолог | Образование и наука | СПО и/или ВО | 215 |
В целом перечень наиболее востребованных видов профессиональной деятельности среди предприятий с численностью занятых до 100 человек соотносится с общим рейтингом по стране, отличаясь процентным соотношением и преобладанием профессий из сферы образования и науки. Отсюда особый интерес представляет группа предприятий и организаций, функционирующих в сфере образования и науки (табл. 3).
Среди образовательных организаций наибольшим спросом пользуются следующие профессии: педагог профессионального обучения, профессионального образования, педагог дополнительного образования детей и взрослых, педагог дополнительного образования детей и взрослых, педагог-дефектолог, педагог дошкольного образования.
Ранее было отмечено, что в исследовании в качестве одного из основных критериев востребованности профессий рассматривалась доля упоминаний респондентами (в % от всех профессий). По результатам оценки частотных распределений с учетом примененных весовых коэффициентов из перечня исключена 181 профессия. Они будут использованы для дальнейшего рассмотрения в рамках актуализации Справочника профессий, однако в настоящий момент не в полной мере соответствуют критерию востребованности профессий на рынке труда.
С учетом того что онлайн-опрос не является исчерпывающим инструментом получения данных о востребованных профессиях, в рамках исследования были применены дополнительные критерии выявления профессий, пользующихся спросом на современном рынке труда. Данный шаг был сделан, чтобы нивелировать ограничения и недостатки метода, которые могут возникнуть в случае использования только одного из критериев.
Для каждой профессии из скорректированного перечня определялись следующие параметры:
Следует отметить, что в скорректированный перечень включены профессии с неоднозначно определяемыми требованиями к профессиональному образованию, а также требующие профессионального обучения. Это вызвано в ряде случаев отсутствием достоверной информации о требованиях к образованию по профессии (необходимо профессиональное обучение или среднее профессиональное образование). Информация об образовании по профессиям, содержащаяся в квалификационных справочниках (ЕТКС и ЕКС), в связи с изменением законодательства об образовании, содержания профессиональной деятельности и требований к работникам в настоящее время не всегда является надежной. Кроме того, по ряду профессий имеются разночтения информации в квалификационных справочниках соответствующих профессиональных стандартов и вакансиях. Поэтому в целом ряде случаев необходимо уточнение требований к образованию.
Одним из показателей востребованности профессий является представленность профессии на рынке труда, определяемая в том числе по количеству вакансий. Количество вакансий в исследовании определялось с использованием аналитической системы мониторинга востребованности профессий (на основе технологии Big Data). Аналитическая система позволяет аккумулировать не только данные о вакансиях, но и результаты государственных обследований в области рынка труда, занятости и заработной платы, в том числе результаты выборочного обследования рабочей силы в Российской Федерации. Однако в ситуации отсутствия унифицированных описаний вакансий для корректного определения их количества по каждой профессии необходимо формирование перечней ключевых слов-идентификаторов, поэтому по ряду профессий количество вакансий будет уточнено на дальнейших этапах исследования.
Именно одновременное использование вышеперечисленных критериев позволяет выстроить модель выявления востребованности профессий, которая учитывает максимально широкий перечень аспектов спроса на профессии, в том числе текущие и потенциальные кадровые потребности в рамках области профессиональной деятельности или субъекта Российской Федерации. Целесообразно отметить, что данная модель достаточно адаптивна, способна оперативно учитывать динамику рабочей силы, а также изменения в экономическом развитии государства и/или конкретного региона.
Таблица 2. Топ-10 востребованных профессий среди предприятий с численностью занятых до 100 человек / Top-10 professions in demand among enterprises with up to 100 employees
Наименование профессии | Доля упоминаний, % |
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования | 12,8 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых | 10,7 |
Педагог-дефектолог | 6,4 |
Педагог дошкольного образования | 3,1 |
Специалист по социальной работе | 2,9 |
Педагог | 2,4 |
Медицинская сестра | 2,3 |
Повар | 1,9 |
Бухгалтер | 1,9 |
Социальный работник | 1,8 |
Таблица 3. Топ-10 профессий среди организаций сферы образования и науки/ Top 10 professions among organizations in the field of education and science
Наименование профессии | Доля упоминаний, % |
Педагог профессионального обучения, профессионального образования | 31,3 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых | 22,7 |
Педагог-дефектолог | 13,9 |
Педагог дошкольного образования | 6,1 |
Педагог | 5,3 |
Повар | 2,5 |
Музыкальный руководитель | 1,2 |
Медицинская сестра | 1,1 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | 0,9 |
Бухгалтер | 0,7 |
Клинер (уборщик) | 0,7 |
Кроме того, по мере получения новой информации о приросте числа рабочих мест, о заработной плате, количестве вакансий, прогнозируемой потребности в разрезе профессий она может быть дополнена показателями, которые по отдельности не дают полноценной картины, однако в совокупности способны дать наиболее объективное и комплексное представление о востребованности профессий.
Таким образом, в результате исследования по актуализации перечня профессий рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда, сформирован список профессий, требующих среднего профессионального образования в различных образовательных траекториях. Указанный список содержит профессии, как входящие в Справочник, так и «новые». Скорректированный перечень содержит 28,4% профессий, которые в настоящее время отсутствуют в Справочнике. Некоторые из профессий, не входящих в Справочник, потенциально могут являться новыми, выделены в самостоятельные профессии или являться новыми квалификациями в рамках традиционных профессий. Например, специалист по установке и обслуживанию кондиционеров, визуализатор.
Опрос показал, что появление новых профессий ожидается лишь среди 18% организаций, при этом основными факторами их появления считают модернизацию производства (38,55% среди ожидающих появления новых профессий) и появление новых видов услуг (46,8% среди ожидающих появления новых профессий). Следует отметить, что при ответе на вопрос о новых профессиях/квалификациях респонденты, как правило, указывали уже существующие на рынке труда профессии, однако отсутствующие в штатном расписании организации (медицинская сестра, тьютор, повар и т.д.).
Среди новых профессий для рынка труда были названы сити-фермер, инструктор по интернет-серфингу, оператор 3D-принтера и несколько профессий из Атласа новых профессий. Учитывая, что более 56% организаций не предполагают никаких изменений в своей профессионально-квалификационной структуре, целесообразно заключить, что развитие профессиональной деятельности не имеет революционного характера и происходит поступательным образом в контексте развития организаций. Вместе с тем представляется обоснованным вывод, что дальнейшее изучение принципиально новых и инновационных профессий должно осуществляться прежде всего на экспертном уровне.
Все профессии, вошедшие в скорректированный перечень, на следующих этапах исследования будут рассмотрены экспертами советов по профессиональным квалификациям для определения целесообразности включения в Справочник. В ходе дальнейших исследований с использованием системы методов (анализ документов, отражающих тенденции и перспективы развития области профессиональной деятельности, Big Data, дополнительные опросы и др.) при участии экспертов, представляющих советы по профессиональным квалификациям, планируется уточнить востребованность (реальную и потенциальную) и требования к образованию по профессиям нескольких ОПД, а также определить дополнительные наименования профессий рабочих и специалистов среднего звена (в том числе корректность наименований) для включения в Справочник.
Опыт проведения онлайн-опроса по выявлению востребованных профессий рабочих и специалистов среднего звена показал, что модель выявления востребованных профессий должна основываться на обширной и разнообразной базе источников информации. Для полноценной идентификации профессий в качестве востребованных зачастую необходима информация, которая либо отсутствует в настоящее время в Российской Федерации, либо не представлена в открытом доступе в разрезе профессий (а не только по агрегированным группам). Расширение количества критериев выделения востребованности профессий рабочих и специалистов среднего звена в дальнейшем позволит получить объективные данные о рынке труда, что крайне актуально, например, для региональных органов исполнительной власти при решении вопроса установления контрольных цифр приема по программам среднего профессионального образования.
Поэтому приоритетной задачей исследований по выявлению профессий, отвечающих запросам современного рынка труда, становится формирование механизмов получения достоверной информации о состоянии рынка труда и занятости населения, а также организация системы мониторинга востребованности и изменений профессий с учетом отраслевой и региональной специфики.
Также следует отметить необходимость проведения мониторинга рынка труда в отраслях и регионах на единой методической основе, применения его результатов для планирования профессионального образования. Наличие унифицированных подходов, в том числе единого организации среднего профессионального образования, а также получить информацию о наиболее распространенных, перспективных, новых видах профессиональной деятельности; о кадровом дефиците; о выполняемых трудовых функциях, профессиональной мобильности и других характеристиках профессий. Не менее важным элементом данной работы является разработка методологии прогноза потребности в кадрах, а также мониторинга и прогнозирования высвобождения низкоквалифицированных кадров и работников устаревающих профессий. Для задач проводимого исследования будут важны как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы в разрезе видов профессиональной деятельности (профессий).
Ирина Александровна Волошина - кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия. Е-mail: i_voloshina@list.ru
Лидия Викторовна Козлова - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия. Е-mail: lkozlova@vcot.info
Петр Николаевич Новиков - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Россия, Москва; главный научный сотрудник Центра методологии бухгалтерского учета, ФБГУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», Москва, Россия. Е-mail: novikov_vgna@hotmail.com
Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.